Париж Рубэ или Северный Ад Печать
13.04.2011 19:40

Во Франции в 110-й раз состоялась классическая гонка Париж – Рубэ. 258 километров по легендарной брусчатке и лесным тропам быстрее всех преодолел бельгиец Йохан ван Зуммерен, а корреспонденту «Советского спорта» вспомнились строчки из песни Владимира Высоцкого «Горизонт». Потому что Париж – Рубэ – это не гонка. Это песня.

«ЧТОБ НЕ БЫЛО СЛЕДОВ, ПОВСЮДУ ПОДМЕЛИ»

– Думаю, все, кроме фаворитов, разочарованы погодой, – немецкая болельщица «Катюши», отыскавшая автобус любимой команды в стартовом городке, уверена: нет дождя, результат предсказать нетрудно.

Залепленное грязью лицо двукратного победителя бельгийца Тома Бонена. Серый пелотон, в котором не разобрать командных цветов. Нынешний президент российской велокоманды «Катюша» Андрей Чмиль, чей велосипед извлекает из трассы тонны водяных брызг. Все это осталось лишь в исторической фотогалерее на сайте гонки. А здесь и сейчас погода «подкачала» – плюс 16 градусов, апрельское солнце.

Но это только до старта на знаменитых булыжниках ни кровинки… Будет боль. Будут слезы крепких мужиков. Будут завалы и проколы. А дождь – начнись он сейчас – превратил бы гонку в битву за выживание. Для велосипедиста и сухая брусчатка не подарок.

– Некоторые участки трассы французы бережно охраняют и открывают только на время гонки, – поясняет Андрей Чмиль.

Эти участки труднопроходимой брусчатки – подлинная историческая достопримечательность. Гонка «Париж – Рубэ» – ровесница современных Олимпийских игр. Впервые из столицы Франции в городок на бельгийской границе пелотон отправился 19 апреля 1896 года. Через две недели после того, как в Афинах впервые с древнейших времен был зажжен олимпийский огонь.

И до сих пор гонщики настоящего летают на скоростных велосипедах будущего по дорогам далекого прошлого.


«РУГАЙТЕ ЖЕ МЕНЯ, ПОЗОРЬТЕ И ТРЕЗВОНЬТЕ!»

После прошлогодней гонки «Париж – Рубэ» – громыхнуло. Итальянский телеканал РАИ показал сюжет, в котором бывший гонщик Давиде Кассани продемонстрировал профессиональный велосипед, начиненный электродвигателем.

– На таком «байке» и я бы легко выиграл этап «Джиро д’Италия», – признался 51-летний итальянец. – Знаю, что в профессиональном пелотоне есть гонщики, которые используют эту технику.

Этот сюжет вышел на популярном сайте Youtube с допиской. В ней разбиралась атака олимпийского чемпиона Фабиана Канчеллары на финишных километрах «Париж – Рубэ-2010». Создатели ролика прозрачно намекали: раз швейцарец не встает с седла при ускорении, то у него под седлом двигатель.

Сотрудники международного союза велосипедистов с тех пор несколько раз проверяли велосипеды, на которых выступает олимпийский чемпион, и постановили: у Канчеллары не один, а даже два двигателя – правая и левая ноги.

А перед вчерашней гонкой грянул скандал и в нашей команде. Один из лидеров «Катюши» Филиппо Поццато заявил, что разочарован ситуацией в коллективе. Спортивный директор Серджио Парсани на страницах сайта cyclingnews.com дал жесткую отповедь своему подопечному.

– Филиппо говорит, что он несчастлив в команде, – заявил Парсани. – Но команда также несчастлива с ним. Он не побеждал с сентября прошлого года, на него работают остальные гонщики, но если лидер не в состоянии дать результат, вся эта работа летит к черту.

– Поццато не будет нашим единственным лидером сегодня, – раскрывает тактические замыслы перед гонкой Андрей Чмиль.

«Катюша» в классической гонке не будет пахать на одного Поццато? Кажется, мир сошел с ума.

«МОЙ ФИНИШ – ГОРИЗОНТ, А ЛЕНТА – КРАЙ ЗЕМЛИ»

Между городками Компьен, откуда вот уже более 50 лет стартует велогонка (Париж – только вывеска), и Рубэ, где она более 100 лет финиширует, 258 километров. Не так много по велосипедным меркам. Но каждый из этих 258 километров дается потом и кровью. Так что Рубэ от Компьена – действительно другой край земли.

– На брусчатке пелотон растягивается, и гонщики, оказавшиеся во главе, часто пытаются уйти в отрыв, – объясняет особенности национальной французской охоты за победой Андрей Чмиль. Он побеждал в этом аду 17 лет назад. Ему ли не знать.

За тактическими уловками гонщики часто забывают о безопасности. Трасса Париж – Рубэ – не широкое шоссе, к которому привыкли спортсмены в остальные 364 дня в году. На большинстве участков проехать можно максимум по трое, а кое-где и вовсе только в цепочку по одному. За первым упавшим, словно скошенные пулеметной очередью, валятся остальные.

Падает на обочину спринтер «Катюши» Николай Трусов, прокалывается на ровном месте – бывают ли в этой гонке ровные места? – кто-то из гонщиков «Астаны», останавливается лидер команды «Квик Степ» Силвэн Шаванэль. Оказывают помощь Тому Бонену. За 58 км до финиша сдается, вылетая в кювет, Поццато. Машина технической помощи не успевает к нему, проколов колесо.

«Я ДОЛЖЕН ПЕРВЫМ БЫТЬ НА ГОРИЗОНТЕ»

Рыжий парень в кепке «Рабобанка» хватает недоеденный бутерброд. Миловидная девушка оставляет на столике в кафе недопитый кофе. Разминающиеся теннисисты спешно собирают сумки. Сотни людей бегут к велодрому Рубэ, хотя мест на поросших травой склонах, которое тут заменяют трибуны, уже не осталось.

До финиша гонки – два километра. На большом экране видно, как долговязый бельгиец Йохан ван Зуммерен в одиночку отрывается от пелотона.

– Чтобы обыграть Канчеллару, нужно атаковать раньше него, – говорил перед стартом Андрей Чмиль. – Потому что гоняться за ним бесполезно.

Автобус команды «Гармин» в этот момент стоял неподалеку. Может, бельгиец подслушивал? До вчерашнего дня он не выигрывал ничего крупнее, чем «Тур Польши». Канчеллара прозевал его атаку, а напрасно: из 109 предыдущих гонок 53 выиграли соотечественники Ван Зуммерена, а сам он в последние годы неизменно доезжал до Рубэ в первой десятке. Эта брусчатка для него как родная.

Дробит на камнях велосипед, дрожит и срывается голос едущего в техничке диктора. Ван Зуммерен проходит последний поворот – и вот он на треке. Он ставит пониженную передачу, чтобы сэкономить последние силы. Они ему понадобятся, чтобы вскинуть руки, пересекая финишную черту.

Источник: "Советский спорт". Автор:  А.Шумаков