На шоссе и на треке - история русского и советского велоспорта Печать
23.01.2008 14:31

Первая велосипедная гонка, сведения о которой занесены в официальную спортивную хронику, состоялась в 1816 году в немецком городе Мангейме. Но все же началом регулярных состязаний велосипедистов следует считать розыгрыш Большого амьенского приза в 1869 году (Франция). Его победителем стал представитель этой страны Л. Савиньо. В том же году состоялась гонка Париж - Руан (120 км), которую выиграл англичанин Мур, преодолевший дистанцию за 10 ч 45 мин. 25 марта 1876 года был зарегистрирован первый в истории рекорд скорости на велосипеде (высокая машина с огромным передним колесом) - 25,5 км/ч.

В конце 1882 года было создано первое русское общество велосипедистов, которое стало проводить спортивные состязания. Летом 1883 года состоялась первая велосипедная гонка на Московском ипподроме. Годом позже соревнования велосипедистов провел Петербург. На Марсовом поле, где они проходили, собралось тогда 60 000 зрителей. Велосипедные гонки становятся популярными во многих городах России. В Москве и Петербурге появились закрытые треки, на которых проходили гонки в зимнее время.

Этапным событием явился розыгрыш в 1891 году звания <Первый ездок России> (по существу, это был чемпионат страны). Участники состязались на дистанции 7,5 верст(В 1 версте - 1,0668 км.), считавшейся в то время классической. Победил москвич Г. Девис. Затем это звание несколько лет подряд удерживал талантливый петербуржец М. Дьяков, впоследствии занимавший призовые места на международных соревнованиях. В 1896 году М. Дьяков установил мировой рекорд в часовой гонке, пройдя 37 верст 213,5 сажени. Затем он побил мировые рекорды на 1,5 и 5 миль, на 1 версту и 1 км.

Относительный взлет велосипедного спорта в России вскоре сменился упадком. Бедность спортивных организаций, дороговизна инвентаря, недоступность этого вида спорта для простых людей стали серьезным препятствием на пути его развития. Все меньше проводилось соревнований велосипедистов, приходили в негодность треки.
После Великой Октябрьской социалистической революции в апреле 1918 года произошла реорганизация Московского кружка велосипедистов-любителей, наступил новый этап в развитии велосипедного спорта. Стали ежегодно проводиться первенства страны, резко выросло количество занимающихся, повысились спортивные результаты.


Велогонка Мира – одно из крупнейших событий в велосипедном спорте. Она проводится с 1948 г. и является не только праздником сильнейших велосипедистов- любителей, но и символом борьбы за мир. На снимке вы видите, как стадион приветствует победителей велогонки Мира 1958 г. Слева направо: Б. Бебенин, П. Востряков, В. Капитонов, Н. Колумбет, Ю. Коледов, Е. Клевцов

В 1937 году пять советских командиров-пограничников прошли на велосипедах отечественных марок по сухопутным границам нашей Родины 30 872 км. Один год и три дня были они в пути. Все машины, участвовавшие в пробеге, выдержали испытание. 12 августа 1937 года у Северных ворот стадиона <Динамо> в Москве был дан старт участникам первого советского велотура. 126 участников на дорожных и гоночных велосипедах вступили в борьбу на 2509-километровой дистанции, проходящей по дорогам Российской Федерации, Украины и Белоруссии.

Одессит Михаил Рыбальченко со средней скоростью 26,1 км/ч стал победителем велотура на гоночном велосипеде, а харьковчанин Владимир Букреев был первым на дорожном велосипеде (23,4 км/ч). Через год 117 гонщиков приняли старт во втором советском велотуре. Трасса гонки общей протяженностью 3200 км состояла из 20 этапов. Выиграл этот труднейший велосипедный марафон москвич Николай Денисов. С 1952 года советские велосипедисты вышли на международную арену. Они стали участвовать в чемпионатах мира и олимпийских играх. На Олимпиаде в Хельсинки (1952 г.) лучшим среди представителей сборной СССР оказался Л. Ципурский, занявший 12-е место в гите на 1 км с места. В Мельбурне (1956 г.) у нас уже были одно 5-е и одно 6-е место. Восемь лет на шоссейных трассах и треках упорно, по крупицам накапливали наши велосипедисты мастерство, закаляли волю, изучали технику, тактику, совершенствовали систему подготовки. Настал 1960 год. На этот раз Олимпийские игры проходили в Риме. Здесь советские велосипедисты А. Петров, В. Капитонов, Е. Клевцов и Ю. Мелихов завоевали первую олимпийскую медаль - бронзовую за шоссейную командную гонку. Бронзовым призером в гонке на 1 км по треку стал Р. Варгашкин. На третью ступеньку пьедестала почета поднялись Б. Васильев и Л. Леонов (гонка на тандемах на 2 км), а также С. Москвин, В. Романов, Л. Колумбет, А. Бельгард (командная гонка преследования 4000 м). В последний день Олимпиады, 30 августа, в программе соревнований - групповая шоссейная гонка на 175 км 380 м. Гонщикам надо пройти 12 кругов по трассе с большим количеством поворотов, подъемов, спусков. Круг за кругом идут Юрий Мелихов, Виктор Капитонов, Гайнан Сайдхужин, Евгений Клевцов по трудной олимпийской дистанции. В драматической борьбе с фаворитом гонки итальянцем Ливио Трапе первым линию финиша пересек наш замечательный спортсмен Виктор Капитонов. Агентство Франс Пресс писало тогда: <30 августа 1960 года стало примечательной датой в истории международного велосипедного спорта. В первый раз советский гонщик одержал официальную победу в соревнованиях на шоссе. Спортсмен Виктор Капитонов, офицер Советской Армии, 27 лет, рост 1 м 78 см, вес 77 кг, опередив на несколько сантиметров своего конкурента Ливио Трапе, стал олимпийским чемпионом>.

Набрав 26 очков, сборная СССР вышла на 2-е место в неофициальном командном зачете. Это достижение бьио по достоинству оценено всеми специалистами. <Прогресс велосипедного спорта в Советской России огромен>, - заявил олимпийский чемпон 1948 года Ж. Дюпон, присутствовавший на Играх в качестве обозревателя французской радиокомпании. Итак, был сделан первый успешный шаг. Однако еще девять лет понадобилось советским велосипедистам, чтобы на первенстве мира 1969 года в Брно (Чехословакия) в командной гонке по треку завоевать золотую медаль, а в спринте - серебряную.

Через год отличились шоссейники. На первенстве мира 1970 года, состоявшемся в Англии, на старт командной гонки на 100 км вышла 21 команда. Нашу страну представляли Б. Шухов, В. Соколов, В. Ярды и В. Лихачев. Трасса гонки проходила по закрытому для транспорта участку шоссе с необычным для этого вида состязаний резко пересеченным рельефом при перепаде высот 90 м. Дул сильный холодный ветер. Основные наши соперники, гонщики Италии, Голландии, Польши, ГДР, стартовали в числе последних. Упорная борьба развернулась с первых метров дистанции и не прекращалась всю гонку. Мало кто верил, что наши спортсмены сумеют хорошо пройти эту трудную дистанцию, на которой они еще ни разу за всю историю велосипедного спорта не завоевывали золотые медали.

После 50 км впереди команда Голландии, после 75 км лидерство захватили гонщики из Польской Народной Республики. Бурно финиширует наша, команда. Кто же из соперников покажет лучшее, чем у нас, время? Волнуются тренеры и спортсмены. Сейчас судьи объявят окончательные результаты. И вот репродуктор разносит слова диктора: первое место заняла команда Советского Союза! Долгожданная золотая медаль в командной гонке на 100 км наша! А теперь перенесемся в осенний Мюнхен на XX Олимпийские игры 1972 года. Утро 29 сентября. Ночью прошел дождь, а такая погода не лучшая для велосипедных гонок. Но велосипедисты не выбирают себе погоду, скорее она их подстерегает - плохая и коварная. Один за другим по сигналу стартера срываются с места квартеты гонщиков. Наша команда уходит на дистанцию двадцать первой. Сегодня в ней стартовали три чемпиона мира 1970 года: Б. Шухов, В. Лихачев и В. Ярды. Г. Комнатов из Омска заменил своего земляка В. Соколова.

Позади половина пути. 50 километров внесли свои коррективы в ход гонки. Голландцы остались втроем. У Ван ден Хаека лопнула спица, и он оставляет команду. Идти втроем труднее - голландцы, вероятно, выпадут из числа команд, претендующих на <золото>. Впереди после первой половины дистанции польские гонщики. В 1970 году в Лестере они проиграли нашим спортсменам всего 12 с и заняли тогда 3-е место. Смогут ли они выдержать этот победный темп?

75-километровую отметку с лучшим временем проходит советская команда. Правда, на пятках у них сидит польская команда, ее отделяет от нашего квартета всего 4 с. У кого будет больше выдержки, кто сможет пройти последнюю четверть дистанции лучше? Вот наши спортсмены миновали полотнище с надписью <Финиш>. Разгоряченные гонкой ребята продолжают катиться по шоссе, напряженно прислушиваясь к голосу информатора, доносящемуся из репродукторов. Советский квартет преодолел дистанцию 100 км за 2 ч 11 мин 17,8 с. Сумеет ли кто-нибудь улучшить это время? Финишируют польские гонщики. Нет. Они прошли почти на 30 с хуже. Значит, наши ребята выиграли у них на последнем 25- километровом отрезке еще 26 с. На треке в гонке на тандемах И. Целовальников и В. Семенец завоевали золотую медаль, а Омари Пхакадзе бронзовую медаль в спринте. Итак, две золотые и одна бронзовая медали - таков счастливый финиш советских велосипедистов на XX Олимпийских играх. В Мюнхене наши гонщики заняли первое место в неофициальном командном зачете.

Весьма успешно выступили советские велосипедисты и на XXI Олимпийских играх в Монреале. На их счету золотая медаль в шоссейной гонке на 100 км (А. Чуканов, В. Чаплыгин, В. Каминский, А. Пиккуус); серебряная - в командной гонке преследования на 4000 м (В. Осокин, А. Перов, B. Петраков, В. Соколов). Кроме того, В. Осокин был четвертым в индивидуальной гонке преследования, 5-е места у Н. Горелова (шоссейная групповая гонка) и С. Кравцова (спринтерская гонка на 1000 м). Успехи в Мюнхене и Монреале укрепили наши ведущие позиции в мировом велосипедном спорте. Наступил 1980 год. Около шести тысяч посланцев многих стран мира собрались в столице нашей Родины. Один за другим разыгрывались комплекты олимпийских медалей. И вот остался последний. Для победителей в групповой велосипедной гонке по шоссе на 190,960 км.

Она проходила в Крылатском, на олимпийской кольцевой трассе (13,640 км), изобилующей крутыми поворотами, затяжными подъемами и спусками. После 25 км от основной группы оторвались C. Сухорученков, Ю. Баринов и поляк Ч. Ланг. 124 километра, слаженно работая, шла эта тройка вместе. Разрыв от пелетона становился все больше и больше. Когда до финиша осталось три круга, С. Сухорученков рывком устремился вперед. Последние километры - самые трудные. Еще один подъем, еще один спуск, еще один поворот, и вот финиш. Сергей вскидывает вверх руки и пересекает заветную черту. Он победитель гонки!


Гонки с лидером - интересный, захватывающий вид состязаний велосипедистов. Идущий впереди мотоциклист разрывает воздушную среду, и велосипедист мчится как бы в безвоздушном пространстве. Благодаря этому скорости в подобных гонках достигают 100 и более километров в час. Но между <ведущими> и <ведомыми> должно быть полное взаимопонимание

Первым его поздравляет Виктор Арсеньевич Капитонов, старший тренер сборной команды СССР. Тот самый Виктор Капитонов, который ровно двадцать лет назад выиграл на Римской олимпиаде подобную же гонку. Учитель и ученик. Оба мужественные бойцы, выдающиеся спортсмены, прекрасные люди, беззаветно преданные велосипедному спорту. А в первый день олимпийских соревнований состоялась командная гонка по шоссе. Ее победителями стали советские спортсмены О. Логвин, Ю. Каширин, С. Шелпаков и А. Яркин. С автомобильной скоростью 50 км/ч промчались они 100 километров. Старший тренер сборной команды СССР после окончания гонки сказал: <Тактика у нас была одна - сразу же, со старта, задать высокую скорость, ошеломить соперников и выдержать взятый темп до конца. Ребята справились с этой задачей>. Да, все четверо жили одной мечтой, одним желанием - победить. И каждый отдал победе все свои силы.

Забегая вперед, отметим, что советские велосипедисты в командной гонке по шоссе оставались среди лидеров и в последующие годы. На чемпионате мира 1981 года у них 2-е место, в 1982 году - 3-е, а в 1983 и 1985 годах им не было равных. И лишь недостаточная акклиматизация в горных условиях Мексики не позволила в 1986 году нашему квартету подняться выше 5-го места.

Надо сказать и о том, что в 1981 году впервые в истории чемпионатов мира советский гонщик А. Ведерников завоевал золотую медаль в групповой гонке по шоссе. Но вернемся снова к Олимпиаде-80. Состязания на треке начались с гонки на 1000 м с места. А. Панфилов завоевал серебряную медаль, а первенствовал здесь Л. Томе из ГДР. Затем была проведена командная гонка преследования. Лишь на первом круге советские спортсмены чуть-чуть уступали чехословацким гонщикам. А потом В. Манаков, В. Мовчан, В. Осокин и В. Петраков, наращивая скорость, вышли вперед и стали все больше и больше увеличивать разрыв. За три круга до финиша советская команда была уже недосягаема. Впервые в истории олимпийских игр советские велосипедисты стали победителями в командной гонке преследования. после Московской олимпиады гонщики по треку не снизили скорость. В 1981 и 1982 годах С. Копылов становится в Брно (Чехословакия) и Лестере (Великобритания) чемпионом мира в спринтерской гонке. На следующий год он же завоевывает пятицветную майку чемпиона мира в Цюрихе (Швейцария) в гонке на время на 1000 м с места, а В. Куповец выигрывает индивидуальную гонку преследования на 4 км. В этом же виде велосипедных состязаний в 1985 и 1986 годах лучшим в мире стал В. Екимов. В XXIII Олимпийских играх 1984 года в Лос-Анджелесе (США) наша страна не участвовала. 6 Но чтобы спортсмены, четыре года готовившиеся к Олимпийским играм, смогли помериться силами с соперниками высокого класса, спортивные организации СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР, КНДР, Кубы, Монголии, Польши и Чехословакии организовали международные соревнования <Дружба-84>. В них приняли участие спортсмены более 50 стран.

Состязания велосипедистов-шоссейников проходили в Германской Демократической Республике. На труднейшей трассе Шлайцского треугольника в дождливый день советский спортсмен А. Зиновьев завоевал золотую медаль в групповой гонке на 174,8 км. Всего долю секунды проиграл ему гонщик из ГДР У. Рааб. Турнир велосипедистов-трековиков по программе соревнований <Дружба-84> состоялся в Москве на велодроме в Крылатском. Вновь здесь отличился наш неутомимый <труженик колеса> С. Копылов, выигравший гонку на 1000 м с места.

С самой высокой скоростью за всю историю олимпийских игр и чемпионатов мира (52,62 км/ч) советский велосипедист Г. Умарас стал победителем в индивидуальной гонке преследования на 4000 м. Лишь в финальном заезде велосипедистам ГДР удалось обойти наших спортсменов в командной гонке на эту же дистанцию. В общей сложности сборная команда Советского Союза в гонках по треку на международных соревнованиях <Дружба- 84> завоевала 2 золотые, 2 серебряные и одну бронзовую медаль в пяти олимпийских видах программы. XXIV Олимпийские игры проходили в столице Южной Кореи - Сеуле в сентябре 1988 года. В командной гонке по шоссе на 100 км сборная команда СССР прошла дистанцию за 2 ч 00 мин 27 с. Это лишь седьмой результат. Олимпийскими чемпионами в этом виде велосипедных состязаний стали спортсмены Германской Демократической Республики.

Неудачно выступили и наши женщины в групповой гонке по шоссе. Лайма Зилпорите из Паневежиса заняла только 3-е место, а первой была М. Кноль из Нидерландов. Мужчины тоже не порадовали. А. Абдужапаров из Ташкента оказался лишь пятым, а первым здесь был О. Людвиг из ГДР. Таким образом, шоссейники выступили неудовлетворительно, как и двадцать лет назад на Олимпиаде-68 в Мехико.

Зато на треке наши гонщики одержали триумфальную победу. Вся сборная вернулась из Сеула с медалями, четыре из которых - высшей пробы! Эрика Салумяэ и Александр Кириченко, Гинтаутас Умарас и его товарищи по команде Вячеслав Екимов, Дмитрий Нелюбин и Артурас Каспутис стали олимпийскими чемпионами.

Кто приподнес сюрприз, так это Кириченко. Ведь фаворитами Олимпиады специалисты называли чемпиона мира австралийца М. Венникомба и эксчемпиона мира М. Мальхофа из ГДР. И буквально до последнего мгновения олимпийского турнира мало кто верил в его победу.

Великолепна, неповторима была в заездах Эрика Салумяэ, ставшая чемпионкой олимпийских игр в гонках по треку. Ее спокойствие, тактическая грамотность, уверенность в себе обеспечили ей красивую победу.
Героем сеульского трека стал и Гинтаутас Умарас из Клайпеды, завоевавший две золотые олимпийские медали в гонках по треку - в индивидуальной и командной гонках преследования на 4 км. Команда, в которой он выступал вместе с В. Екимовым и Д. Нелюбиным из Ленинграда и своим земляком А. Каспутисом, в упорной борьбе опередила на 0,87 с <серебряный> квартет из ГДР.

Источник: Е.М.Архипов А. В Седов "Велосипедный спорт", Москва 1990 год.