Джиро д'Италия - альпийский ад Печать
22.01.2008 20:08

 Помимо основных состязаний с 1988 года проводится Giro d'Italia для женщин и Girino d'Italia для юниоров.

Местное название: Giro d'Italia
Место проведения: Италия и соседние страны
Сроки проведения: Май, иногда Июнь
Первая гонка: 1909
Общее число гонок: 89 (по 2006г включительно)
Первый победитель: Luigi Ganna (Италия)
Наибольшее число выигранных Giro d'Italia: Alfredo Binda (Италия), Fausto Coppi (Италия) и Eddy Merckx (Бельгия), 5 побед
Наибольшее количество дней, проведённых в золотой майке лидера: Eddy Merckx (Бельгия), 72 дня
Наибольшее число выигранных этапов: Mario Cipollini (Италия), 42 этапа

Интересные факты из истории Giro d'Italia

Gazzetta dello Sport (как и L'Auto на Тур де Франс) является основателем и главным спонсором Джиро. Эта газета образовалась 2-го апреля 1896 года в результате слияния газет "Il Ciclista" и "La Tripletta". В начале Gazzetta выходила дважды в неделю, в 1909 году во время первой Джиро уже трижды в неделю, а в 1913 году газета стала ежедневной. Армандо Куне (Armando Cougnet), будущий первый директор Джиро, был в то время главным редактором раздела велоспорта Gazzetta dello Sport. Газета выложила 3.000 лир для премирования победителя, итальянский союз велосипедного спорта - ещё 14.000 лир, и главное событие велосипедной жизни Италии незамедлительно стартовало в Историю.

 Gazzetta dello Sport с самого первого выпуска выходила на бумаге белого цвета, затем в 1899 году газета стала выходить на розовой бумаге (она была дешевле белой бумаги). В те времена Gazzetta не от хорошей жизни сменила свой цвет, сейчас же розовый цвет стал своего рода брендом этого издания. 7 августа 1908 года Gazzetta dello Sport на первой полосе объявила, что 1909 году состоится первая Джиро (чуть ли не за год до самой гонки!) - это был блестящий рекламный ход, который оправдался на все 100%. Надо сказать, что даже в то время (почти сто лет назад) среди печатных изданий велась жестокая борьба за подписчиков. Сама идея проведения супермногодневки была не нова, Тур де Франс подтвердил, что можно делать хорошие деньги на велогонках. Gazzetta стала первой среди итальянских газет, которая почувствовала, что на гонках можно хорошо заработать.

Первая Giro d'Italia стартовала 13 мая 1909 года в 14.53 по местному времени от Лорето до Милана.

 
Фото 1909 года. Первая Джира.

Всего было проведено 8 этапов общей протяженностью 2488 км (средняя протяженность этапа составила 311 км - цифра просто фантастическая по нынешним меркам). Не удивительно, что до финиша в Милане из 127 гонщиков добрались только 49 (38,6% от общего числа!). Победителем гонки стал Луиджи Ганна (Luigi Ganna), он получил за это 5.325 лир, а последний классифицированный получил 300 лир. Для сравнения, Армандо Куне (Armando Cougnet), директор Джиро получал ежемесячную зарплату 150 лир. В отсутсутствии Internet'а и канала Eurosport телеграммы о важнейших событиях гонки вывешивались в витрине магазина Lancia-Lyon Peugeot, кроме того желающие могли получить информацию о гонке по телефону номер 3369.

Приведём некоторые интересные факты из истории Giro d'Italia. Самым молодым победителем Giro был Фаусто Коппи (Fausto Coppi, Ita) - 1940; в этот момент ему было 20 лет, 8 месяцев и 25 дней. Самым возрастным победителем - Фиоренцо Мани (Fiorenzo Magni, Ita) - в 1955 году в возрасте 35-ти лет. Наибольшее число подиумов в карьере досталось итальянцу Феличе Джимонди (Felice Gimondi) - 6 побед, он дважды занимал вторые места и четырежды третьи. Наименьшее количество участников было на Giro d'Italia 1912 года - 56 гонщиков, наибольшее в 1928 году - 298 гонщиков. Самый протяжённый этап Giro был в 1914 году от Лукка до Рима - 430 км. В этом же году было наименьшее число достигших финиша за всю историю Giro - 8 человек. Самая короткая Giro состоялась в 1909 году и имела протяжённость 2448 км, самая протяжённая - в 1957 году, 4337 км.

В свой список королевских достижений занесла Giro d'Italia лидер двадцатых годов Alfonsine Strada, приобретшая скандальную известность после того, как директор Gazzetta dello Sport Эмилио Коломбо объявил, что она будет соревноваться с мужчинами в Giro 1925 года. Она стартовала под номером 72; преодолевая падения, опрокидывания и возрастные различия, превысила лимит времени, но продолжила гонку и уже без какого-либо номера достигла Милана под овации толпы. Заслуживает упоминания и другой эпизод тех времен, произошедший на этот раз с мужчиной - Alfredo Binda. После легко завоеванных побед на Giro 1927, 1928 и 1929 годов Армандо Куне, предвидя очередную победу Binda и не желая растерять интерес зрителей к гонке, обратился к Binda с просьбой не принимать участия в Giro 1930 года. На это Binda ответил: "Хорошо, я согласен, но давайте присядем и произведём расчёт. Вы оплачиваете мне победу на всех этапах и победу в генерале, и я остаюсь дома укреплять семью", в результате чего получил 22.500 лир за фактически неучастие в гонке. Семья окрепла, деньги получены, но трёхлетнее царствование Binda на Giro было прервано. Кстати, Марио Чиполлини опережает Binda всего на один выигранный этап.

Последние годы Джиро теряла былую привлекательность. Организаторы подвергались критике за обилие равнинных этапов, несложный профиль маршрутов, за нежелание подумать над тем, как создать дополнительную интригу. Не так давно мировой пелотон подверг устроителей гонки жестокой обструкции за то, что они снизили общий призовой фонд с 1,4 млн евро до 1,15 млн евро.

Отдельно стоит отметить Джиру 2005 года - на дистанции общей протяженностью 3500 км её участникам было приготовлено множество самых разнообразных трудностей. По замыслу составителей маршрута, кульминация должна была наступить на предпоследнем, 19-м этапе. Расчёт оправдался в полной мере. Фанаты велоспорта, заполонившие каждый свободный клочок земли на вершине горы Финестре, и миллионы телезрителей в прямом эфире увидели настоящий триллер. Эту гору профессионалы-шоссейники штурмовали впервые. Обычно здесь проходили состязания по маунтинбайку - горному велосипеду. Извилистый и крутой подъем длиной 18 км пришлось преодолевать по грунтовой дороге с разбросанными по ней камнями. Любое неосторожное движение, и есть риск свалиться с обрыва в пропасть. Даже слабый дождь может превратить земляное полотно в грязное месиво. Благо ничего экстраординарного на пути к вершине Финестре не случилось. Зато борьба между лучшими гонщиками за секунды отрыва друг от друга получилась на загляденье. И все же главная сенсация последней Джиро - великолепное выступление доселе известного лишь узкому кругу специалистов венесуэльца Хосе Рухано. Он выиграл едва ли не самый трудный этап за всю историю итальянской гонки, занял третье место в общем зачете и увёз домой зеленую майку лидера горной классификации.

Директора Giro d'Italia

На гранд турах стало традицией, чтобы директором гонки был один всеми уважаемый человек, который занимал бы свой пост несколько десятилетий. За столетие директорами Тур де Франс были всего 7 человек (примерно один за 14 лет). На Джиро директоров было еще меньше, чем на Туре - всего 4 человека:

1909 - 1948 - Армандо Куне (Armando Cougnet). В 1946 - 1948 годах Армандо Куне помогал директорствовать Винченцо Торриани (Vincenzo Torriani)

1949 - 1992 - Винченцо Торриани (Vincenzo Torriani). С 1989 года ему помогал Кармин Кастеллано (Carmine Castellano)

1993 - октябрь 2005 - Кармин Кастеллано (Carmine Castellano). С 2005 года ему помогал Анжело Зомеган (Angelo Zomegnan)

октябрь 2005 - по настоящее время - Анжело Зомеган (Angelo Zomegnan)

 
Винченцо Торриани (в центре)

 
Кармин Кастеллано

 
Анжело Зомеган

К сожалению все попытки отыскать фото Армандо Куне оказались безуспешными. Возможно Вам повезет больше :-) И тогда не забудьте сообшить нам об этом.

Первая информация об уходе Кармина Кастеллано появилась ещё в октябре 2004 года. И вот передача полномочий состоялась - представление Джиро-2006 в Милане делал уже новый директор - Анжело Зомеган.
 
Призовые майки

 Розовую майку (maglia rosa) носит лидер Джиро по времени, она является самой дорогой среди всех призовых маек. Цвет розовой майки лидера был первоначально связан с газетой, которая спонсировала Джиро (газета печаталась на розовой бумаге).

 Малиновой майкой (Maglia ciclamino) награждается гонщик, имеющий наибольшее количество очков в спринтерском зачёте. На финише каждого этапа начисляются спринтерские очки. Число очков для каждого места не изменяется в зависимости от типа этапа как, например, на Туре. Равнинные, холмистые, горные этапы и этапы с раздельным стартом дают победителю 25, затем 20, 16, 14, 12, 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2 и 1 очко за 15 место. На финише каждого этапа первым трем победителям начисляются бонификационные секунды: 20 - за первое, 12 - за второе, 8 - за третье (эти секунды отнимаются от времени гонщика). Вообще говоря, малиновую майку Джиро можно назвать спринтерской с большой натяжкой: её чаще выигрывают не чистые спринтеры, а скорее универсальные гонщики (Беттини, Тонков, Меркс).

 Майка горного короля (giropoints) на Джиро имеет зеленый цвет (не путать со спринтерской майкой Тура). Все горы на Джиро разделены не на 4 категории, как на Туре,а на три. Очки на горе 1 категории разделяются следующим образом: 10 за первое место, затем 6,4,2 и 1 очко за пятое место; горы 2 категории оцениваются так: 5 за первое, 3 за второе и 1 очко за третье место; за взятие горы третьей категории победитель получает 3 очка, затем 2 и 1 очко за третье место. Это касается категорийных вершин. На Джиро существуют еще и горы так называемой специальной категории (Cat. Speciale), за первое место на них начисляют 17, затем 14,8,5 и 3 очка за пятое место (на последнем Джиро такая гора была всего одна - Colle dell Finestre). Помимо названой на последней Джиро в отдельную
категорию выделили легендарную вершину Cima Coppi/Passa dello Stelvio, за победу на которой давалось: 20 очков за первое место, затем 15,10,6,4 и 2 очка за шестое место. Если финиш этапа идёт в гору, то за первое место на нем начисляют 15 очков, затем 10,6,4 и 2 очка за пятое место. Но и это еще не все: на тех этапах, где финиш идёт в гору, за первое место могут дать не 15 очков, а, скажем, 12 или 17. Так на последней Джиро за финиш в гору начисляли: 12 очков за вершину Zoldo Alto, 17 очков за вершину Limone Piemonte и 19 очков за вершину Sestriere, причём изменение очков на этих горных финишах затрагивало только первое место. Вообще система начисления горных очков на Джиро весьма своеобразная (итальянцы народ оригинальный) - сразу и не разберешься. Рекордсменом по числу побед в горной номинации является легендарный Джино Бартали (7 побед). Интересно отметить, что за последние без малого 60 лет никто из гонщиков даже близко не приблизился к этому результату.

 Голубая майка (классификация Intergiro) - просто копия аналогичной классификации на Туре (красная майка, отмененная в 1989 году). На Джиро, как в прошлом и на Туре, в классификацию Intergiro входят только очки, полученные на так называемых летучих финишах. Очки распределяются следующим образом: за первое место 8 очков, затем 6,4,3,2 и 1 за шестое место. За первые три места начисляются бонификационные секунды: 6,4 и 2 соответственно. Следует упомянуть также, что очки Intergiro идут и в зачёт малиновой майки. С 2006 года переименована в Combination Maglia Azzurra.
 
Интересно, что помимо целого ряда второстепенных официальных классификаций «Джиро» (на звание самого активного, агрессивного, лучшего горного велосипедиста и т.д.) журналисты учредившей гонку «Гадзетто делло Спорт» ради развлечения решили заняться забавными подсчетами деятельности так называемых грегари. В каждой команде есть по нескольку гонщиков, выполняющих обязанности «чернорабочих» -- они прикрывают лидера от ветра на равнине, помогают отставшим в результате падения или прокола партнерам вернуться в пелотон, развозят одноклубникам бачки с водой, которые берут на трассе из автомобиля технического обеспечения. Казалось бы, в каких цифрах можно измерить заслуги грегари, в чьи ряды входит и наш двукратный олимпийский чемпион Вячеслав Екимов из американской «Дискавери Ченнел»? Корреспонденты итальянской газеты стали внимательно следить, кто из водовозов одновременно берет максимальное количество бачков.

В 2006 году рекорд держал испанец Хосе Антонио Гарридо из «Квик Степ», умудрившийся разместить на корпусе велосипеда и у себя под майкой, как на груди, так и на спине, сразу 16 фляжек (это примерно пять литров воды). Прознавший об этом достижении из прессы итальянец Фабио Сакки («Мильрам») посчитал, что негоже хозяевам трассы уступать зарубежным гонщикам в этой оригинальной номинации. На 16-м этапе после очередного подъезда к техничке Сакки вез на себе 18 бачков. «Это не предел. Я специально никогда не считал, но думаю, что могу захватить и пару десятков фляжек», -- сказал Сакки. Эта тема неожиданно увлекла и легенду итальянского велоспорта Франческо Мозера. Он учредил личный приз лучшему водовозу по итогам «Джиро». «Ставлю по бутылке дорогого коллекционного вина за каждый бачок рекордсмена. По-моему, я предлагаю неплохой стимул», -- расщедрился Мозер, всерьез воспринявший шуточные разборки оруженосцев.
 
История призовых маек

Розовая майка (по цвету бумаги, на которой печаталась Gazzetta dello Sport) появилась как символ лидера генеральной классификации, в 1931 году. Первым, кто надел её, был Лерко Гуерра (Learco Guerra), победитель пролога Милан-Мантуя 19-ой Джиро. Первый розыгрыш горной классификации датирован 1933 годом. Он включал в себя четыре горы, подъём на вершины которых премировался очками. Первым горным королём стал Альфредо Бинда (Alfredo Binda). В 1974 году была введена зеленая майка горного короля. Спринтерская классификация была основана в 1966 году. С 1967 по 1969 год лидер этой классификации носил красную майку, а с 1970 года и по сей день лучший спринтер носит майку, называемую Maglia ciclamino - по-русски говоря, это майка малинового цвета. Создание голубой майки Intergiro датировано 1989 годом (вообще эта майка сильно напоминает красную майку спринтеров на Тур де Франс, отмененную, кстати, в том же 1989 году). С 2006 года эта майка, не изменив цвета, получила название Combination Maglia Azzurra.

Атмосфера на Джиро

Сотни тысяч болельщиков выходят каждый день на трассу Джиро, чтобы поболеть за гонщиков, и почти 43 миллиона итальянцев наблюдают Джиро по телевизору. С каждым годом Джиро становится всё более и более представительной и для обеспечения ее проведения требуется все больше человек (в 2005 году эта цифра составила примерно 2000 человек): это и телевизионщики, и репортеры, и фотографы, и технический персонал. Дотошные итальянские организаторы подсчитали, что за один этап Джиро по трассе проезжает, помимо, естественно, гонщиков, примерно 1000 транспортных средств. Цифра эта, конечно, меньше, чем на Туре, но тоже впечатляет.

Джиро и СМИ

В 1923 году Джиро впервые была запечатлена на кинопленке, что свидетельствовало об огромном успехе гонки в Италии (в те времена сама кинопленка, не считая камеры, стоила целое состояние). В тридцатые годы 20-го века в кинотеатрах Италии стали показывать своеобразные документальные репортажи о Джиро (тогда кино не имело звука, но репортажи с Джиро собирали целые кинозалы). В 1947 году радиостанция RAI (предок современного итальянского медиа-холдинга RAI) становится партнером Джиро и на ее волнах появляется передача "Girino in love", в которой рассказывалось о велосипедной жизни Италии, и, конечно, о Джиро. С 1949 года после того как ревю гонки было названо "Il Girigiro", каждый вечер голос обладателя розовой майки дня шептал аудитории "goodnight girini". В 1953 году во время 36-го Джиро был проведен первый прямой радиорепортаж, а в 54 году впервые в прямом эфире у победителя Джиро было взято радиоинтервью. В 1963 году на итальянском телевидении появилась передача "Il Processo alla Tappa", рассказывающая о Джиро. Успех передачи был настолько велик, что она продержалась в эфире несколько десятилетий. В наше время Джиро имеет ежедневную аудиторию в 100 миллионов человек, захватывая во время прямых двухчасовых телетрансляций треть всей телеаудитории.

Конкуренция на Джиро

Джиро по праву носит звание самой зрелищной гонки. Конкуренция среди гонщиков (особенно итальянских) намного острей, чем, скажем, на Туре или Вуэльте. Ну это и понятно - итальянцы народ горячий. Если охарактеризовать каждый из гранд туров несколькими фразами, то для Тура характерна спокойная командная борьба на протяжении всей гонки, для Вуэльты характерна командная борьба на нескольких ключевых этапах, на остальных же гонка становится не очень интересной, для Джиро же характерна острая борьба на каждом этапе, на каждой горе, на каждом финише. Особенно запоминающиеся моменты Джиро - горные атаки - это атаки, что называется, на все деньги, без оглядки на соперников ...

Первым героем Джиро был Costante Girardengo, более известный как "малыш от Novi", вторым его главный оппонент француз Henry Pelissier, третьим в компании конкурентов был Tano Belloni. В конце двадцатых годов звезда Henry Pelissier'а закатилась, а на небосклоне ярко засияла звезда Alfredo Binda, придавшего велогонкам особую элегантность, быстро завоевавшего всеобщее поклонение женщин. С точки зрения современности в выступлениях Binda прослеживается два периода, первый в противоборстве Girardengo, которого Binda регулярно побеждал на горных этапах, второй - в единоборстве с Learco Guerra из Мантуи, фантастическим многоборцем, больше известным как "человек-локомотив", искусителем Binda в завершающем периоде его карьеры. В 1936 на небосклоне Джиро появляется новая звезда - Gino Bartali по кличке "набожный", который лидирует, занимая первые и вторые места на Джиро, в течение длительного времени - до 1946 года, когда его побеждает Fausto Coppi (в 1947). Но Bartali не сдаётся и окончательно покидает подиум Джиро только в 1951 году. На протяжении последующего периода наблюдается несколько конкурирующих пар: Adorni - Gimondi, Gimondi - Motta, амбиции которых стремительно разрушил "каннибал" Eddy Merckx. Последнее известное противостояние на Джиро - борьба между Moser'ом и Saronni в начале 80-х годов.

 Атмосфера на Джиро

В 1965 году, через пять лет после смерти легендарного итальянского гонщика Фаусто Коппи, его именем была названа высочайшая вершина на Джиро бывшая Passo Dello Stelvio, а ныне Cima Coppi (высота 2758 метров). С тех пор каждый год один из этапов на Джиро включает подьем на Cima Coppi. Выиграть этот этап также престижно, если не престижнее, чем на Туре выиграть подъем на Mont Ventoux или Alpe d'Huez.

Накануне Джиро 2000 года, организаторы приняли решение воздать должное итальянскому велопрофи Джино Бартали (основной соперник Фаусто Коппи на Джиро) и назвать этап в его честь. Этот этап проходил по территории Тосканы, родной местности Бартали.

Montagna Pantani: Суббота 14-го февраля 2004 года - наверное один из самых трагических дней в истории итальянского велоспорта. В этот день погиб легендарный Марко Пантани, по некоторым оценкам - один из лучших горняков за всю историю велогонок. После увековечивания имен Коппи и Бартали, организаторы решили и в честь Пантани назвать один из подъемов. С того же 2004 года последние четыре подъема в Доломитовых Альпах на Джиро были названы Montagna Pantani - горы Пантани.

Другие Призы на Джиро: "Trofeo Bonacossa" - это приз, вручаемый самому атакующему гонщику на Джиро. Этот трофей был организован в память об Альберто и Чезаре Бонакосса -известных спортивных журналистов Gazzetta dello Sport. Первый "Trofeo Bonacossa" был вручен в 1989 году, с тех пор его обладателями стали: Флавио Джиппони (1989), Джанни Буно (1990), Франко Чиочиолли (1991), Мигель Индурайн (1992), Клаудио Чиапуччи (1993), Марко Пантани (1994), Мариано Пикколи (1995), Энрико Зэйна (1996), Иван Гутти (1997), Марко Пантани (1998), Паоло Савольделли (1999), Франческо Касагранде (2000), Марио Чиполлини (2001 и 2002), Алессандро Петакки (2003) и Дамиано Кунего (2004). "Trofeo Vincenzo Torriani" назван в честь легендарного директора Джиро (с 1948 по 1992), который скончался в 1996 году. Этот трофей вручается победителю этапа, включающего подъем Passo dello Stelvio/Cima Coppi.

По материалам http://www.dneprovelotravel.narod.ru
http://www.velodnepr.narod.ru