Обнаружил в Инете Заявление Харьковских велотуристов
http://www.karabin.com.ua/post.php?foru ... top_id=532
оно датировано 21 окт 2009 г - это после того как 10 октября на Кубке Украины была избрана новая Украинская велокомиссия и её председатель (Васильев Ю.К. г. Харьков)
В маршрутно-квалификационную
комиссию ФСТ Украины Харьковской
Харьковской области
Заявление
Мы, члены МКК ФСТ Украины Харьковской области по велотуризму, а также актив Харьковской областной комиссии по велотуризму, считаем нецелесообразным и вредящим делу дальнейшего развития спортивного велосипедного туризма предоставление права самостоятельного выпуска туристских спортивных групп, приема отчетов и зачета участия или руководства велопутешествиями 4 -5 категорий сложности в нижестоящей маршрутно-квалификационной комиссии при НТУ «ХПИ» (председатель Васильев Ю.К.) по следующим причинам:
1. В маршрутно-квалификационной комиссии при НТУ «ХПИ» по причине безразличия членов ЦМКК и по настойчивой позиции председателя МКК Васильева Ю.К., сложилось ошибочное мнение о возможности и правомерности проведения велосипедных спортивных путешествий 4 – 5 категорий сложности на территории Украины (районы Крыма и Карпат). По нашему мнению, преследуя совершенно не спортивные цели, игнорируя десятилетиями признаваемые в СССР, а ныне в СНГ правила, что по велотуризму предельные категории сложности велопутешествий в Крыму - не выше 3 категории сложности, а в Карпатах - не выше 4 категории сложности, вопреки правилам логичного построения туристских маршрутов со встречающимися при его прохождении естественными, а не надуманными препятствиями, разрабатываются и выдумываются искусственные велосипедные маршруты 4-й и 5-й категорий сложности.
Искусственное завышение категорий сложности спортивных велопутешествий в Крыму и в Карпатах вводит в заблуждение молодых спортсменов, которые могут пройти требуемое для присвоения 1 разряда, КМС и Мастера спорта Украины, количество велотуристских походов (в частности 4 и 5 категорий сложности), не приобретя при этом достаточной и всеобъемлющей туристской подготовки, не пройдя походов на деле, ни в тайге или в тундре, ни в высокогорье, ни в пустынных районах, ни в малонаселенных местах, ни на территориях с повышенной влажностью, гнусом и заболоченностью, не умея при этом расчитать вид и запас продуктов питания, составить оптимальный специфичный для данного похода список группового и личного снаряжения, не имея навыков действий в автономных и экстремальных погодных условиях.
Приобретение туристского опыта предполагает изучение природных условий и прохождение естественных препятствий, характерных для различных географических районов. Физико-географические параметры туристских районов существенно влияют на специфичность, как самого маршрута, так и на его подготовку. Именно преодоление разнообразия естественных препятствий является практической основой накопления багажа знаний, умений и навыков в туризме вообще и расширения арсенала техники велотуризма в частности, значительно повышая уровень безопасности при проведении очередных сложных велопоходов. Имея возможность выполнять требования по спортивному велотуризму вплоть до Мастера спорта, не выезжая за пределы Украины, участники и руководители будут приобретать узкий, формальный, а не всесторонний практический туристский опыт. Опыт, который, к примеру, уже необходим в летних и межсезонных походах по Западному Тянь-Шаню, когда порой требуется пересмотр туристского опыта в составе участников группы. Велопоходы 4-й и 5-й категорий сложности по Крыму и Карпатам, с большим количеством идентичных локальных препятствий, которые в категорированных маршрутах должны быть логичны и не быть довольно протяженными, порой переходят в одно сплошное локальное препятствие, преодолеваемое велотуристами, как правило, пешком. При этом логичный для велотуризма дневной пробег на велосипедах, заменяется пресловутым набором высоты любым способом. Включение большого колличества локальных препятствий в маршрут велопохода не является основанием для повышения категории сложности велопохода и служит косвенным фактором, повышающим сложность похода за счёт затрат времени на их преодоление и, соответственно, увеличения интенсивности прохождения маршрута.
Снижение уровня опытности велотуристов при возможности прохождения походов высшей категории сложности только в пределах Украины, в дальнейшем, несомненно, отразится на снижении уровня опыта и квалификации, будущих членов МКК, что в свою очередь снизит планку уровня безопасности в велотуризме как виде спорта.
На наш взгляд, предыдущие и настоящие Перечни имеют разумные рамки, которых нужно придерживаться, как это делают пешеходные и лыжные туристы Украины, не сочиняя и не заявляя пятые категории в Крыму и Карпатах.
В связи с вышеизложенным, в нашем случае, нельзя допустить, чтобы две МКК с высшими полномочиями, выпускали группы, принимали отчеты о велопутешествиях и присваивали спортивные разряды при совершенно разных подходах к оценке категорий сложности велопутешествий.
2. Многолетний опыт работы в МКК говорит о том, что даже в период наиболее активного развития спортивного туризма, в конце 70-х, начале 80-х годов, Харьковская областная велокомиссия, имея полномочия Зональной МКК, вполне справлялась с выпуском туристских групп. Количество групп велотуристов, совершающих походы 4-й, 5-й и 6-й категорий сложности в последние годы, в общей сложности невелико, областная МКК в полном составе может и должна без труда рассматривать все материалы об этих путешествиях и при этом вырабатывать усредненное решение, расчитнное не только на сегодня и завтра, и не только для Харькова и Украины, но и на долгие годы вперёд (в интересах молодых спортсменов), независимо от их участия в группах велотуристов Украины, России или СНГ.
Если число ежегодно отправляющихся в походы высших категорий сложности групп не превышает десятка, а в области действует областная МКК, то создавать низовую МКК с высшими полномочиями нецелесообразно. Кроме этого, создание нескольких МКК с высшими полномочиями приведет к снижению качества их работы, а также к сложностям контроля, так как в таком случае не исключена возможность после получения отрицательного заключения в одной МКК, направить заявочные материалы в другую комиссию. Прямое подчинение только одной комиссии исключает выпуск на маршруты, присвоение разряда туристам, имеющим спортивные взыскания, а также исключается возможность выпускa одной и той же группы разными МКК, под руководством разных руководителей.
Обладание одинаковыми высшими полномочиями вышестоящих и нижестоящих МКК, неизменно приведет к нарушению иерархии и соподчиненности, что в свою очередь будет способствовать снижению уровня и качества организации спортивных походов, а также создаст нежелательный прецедент для других низовых МКК.
При всем этом становится неясно, какими правами на присвоение разрядов и званий должна обладать нижестоящая МКК с наивысшими полномочиями, кому она должна предоставлять ежегодный отчет о проделанной работе, план работы на очередной период, и кто будет нести ответственность за предоставление ей полномочий на выпуск и рассмотрение походов высших категорий сложности.
Таким образом, на наш взгляд деятельность таких парадоксальных нижестоящих МКК с наивысшими полномочиями, является как минимум неэффективной, а как максимум вредной в связи с нарушением порядка в организационной структуре самодеятельного спортивного туризма.
3. Разногласия в подходах к оценке категорий сложности в Харьковской областной федерации спортивного туризма и в Украине необходимо решать с учетом ранее изданных Перечней классифицированных туристских маршрутов как прошлых лет (1973 - 1990г.г.), так и с учетом нынешних, а также Перечней Российской Федерации и других стран СНГ, с целью их согласования.
В настоящее время в России утвержден новый Перечень классифицированных маршрутов на 2009 – 2012 годы. Предлагаем по получении его из России, составить Перечень классифицированных маршрутов Украины (с обязательным учетом позиции, стиля, требований и т.д., Перечня классифицированных велотуристских маршрутов ЦМКК России).
Невозможно допускать, чтобы Мастера спорта Украины, КМС, перворазрядники по причине меньшей подготовки, меньшего опыта, меньших требований не могли участвовать в Чемпионатах СНГ по спортивному велотуризму (в рамках Чемпионата СНГ по спортивному туризму).
В Российском Перечне велосипедных маршрутов на 2005 год отмечено: «…группам необходимо более внимательно относится к планированию велосипедных маршрутов, включать в них как можно больше велосипедных препятствий, помнить что «чужеродные» (горные и пешеходные) препятствия не могут служить основанием для повышения сложности велопохода. Часто вместо велосипедной «пятерки» у многих получается велосипедная «троечная» заброска на горную «единичку» с небезопасным тасканием велосипеда на перевалы 1А и 1Б».
И с этим нужно согласиться.
1. Ливинский Н.П. - Кандидат в мастера спорта, Первый Председатель Республиканской комиссии велотуризма, Старший инструктор.
2. Безуглый А.В. - Мастер спорта по туризму, Заслуженный путешественник России.
3. Епифанов С.В. - Мастер спорта по туризму
4. Епифанов В.В. - Мастер спорта по туризму
5. Прасолов С.Н. - Мастер спорта по туризму
6. Кривошеев О.В.- Мастер спорта по туризму
7. Ильченко А.П.- Мастер спорта по туризму
8. Еременко В.Е. - Кандидат в мастера спорта по туризму
9. Безуглый Д.А - Мастер спорта по велоспорту, 1 разряд по туризму.
21.10.2009г