Кто не в курсе, я ездил на Race Horizon Park комиссаром. Скорее даже не комиссаром, а учиться им быть. За пару дней постараюсь набить и выложить свои впечатления, пока они свежи в памяти
*****************************************
Итак!
День 1 (приезд, мандатка)
Для меня гонка началась в четверг часов в двенадцать, когда я доехал до места моего базирования - детской туристической базы "Юный турист". Помимо меня там селили все украинские региональные команды, всего человек 80, иностранные команды жили в гостинице "Украина" в центре Киева. Чудеса начались вот прямо сразу, вместо поселения с 12 часов, мы до 14 ждали непонятно кого с деньгами за проживание. Холодно, дождь начался, у меня на три начало мандатки, а мы загораем, что в свете Киевских пробок совсем не радовало. В итоге в начале третьего нас начали распределять по комнатам. Меня поселили с Юрой (который комментировал гонки) в двухместном номере "улучшенной планировки" на первом этаже (душ с теплой, иногда, водой... телевизор), а команды селились на четвертом этаже в четырехместных номерах. Процедура закончилась в половине третьего, а значит я горю как швед под Полтавой т.к. совершенно не представляю куда ехать на мандатку (мне надо было быть там на три, а командам на четыре часа) и я уже гарантированно не успеваю. В процессе вызова такси меня выловил один из организаторов с тем, что бы мы ехали с Донецком... Ну с Донецком так с Донецком...
Выехали без нескольких минут три, а приехали в Хорайзен чуть ли не в половине пятого - пробки! Работа на мандатке уже естественно кипит, все при деле и после получения втыка от Сергея Батюрова, я начал искать себе работу (нашел не сразу, но нашел - готовил разные бумажки для судей в машины). Мандатка очень отличалась от того, что было в Донецке. Изабэль (комиссар UCI) лично проверяла все вплоть до написания фамилий гонцов и представителей (отличается одной буквой - переделывать заявку! нет представителя континентальной команды в списке на сайте UCI - писать того, кто есть или ехать без технички) и кодов команд. В итоге мандатка затянулась почти на три часа, но все вопросы утрясли так, что санкций ни к кому не применялись. Потом был ликбез от Иабэль по правилам... Она кратко (минут эдак сорок) рассказала чего можно и чего нельзя, за что будет наказывать и прочее. Вобщем короткий семинар для представителей команд по правилам. Потом провела жеребьевку техничек на обе гонки, выслушала пожелания и всех отпустила кроме комиссаров. Для нас она провела (по просьбе Батюрова, как я понимаю) более расширенный семинар по основным моментам управления гонкой. Язык общения все время был английский (хотя Изабэль знает еще как минимум и итальянский т.к. с Седуном она общалась именно на нем), поэтому для тех, кто не владеет им Валерий Севрук переводил (забегая вперед скажу, что у нее очень простой английский, я понимал ее практически во всем даже в третий день, когда она командовала мной непосредственно на дистанции посредством радио, а мой английский всего чуть выше среднего, правда я специально подтягивал велосипедную лексику и это очень помогло). Далее мы закончили готовить материалы на пятницу, напечатали их и часов в девять разбежались по местам обитания.
День 2 (гонка 1)
Расстановка судей на первую гонку была такой: С1 - Изабэль, С2 - Севрук, С3 - Супрун, радиотур - Батюров. Отдельно три человека были на горном финише, а промежуточные спринты принимала финишная бригада. На поворотах стояли люди с флажками (один из них Рогозян!), а таблички с количеством километров до финиша охраняли волонтеры - студенты инфиза. Секретарь все четыре дня - Инна Супрун и я должен был ей помогать на финише т.к. результаты в электронном виде надо отправить в UCI очень быстро (это у нас в первый день получилось мягко говоря не очень). Мото информация/комиссар/безопасность обеспечивали 5 мотоциклистов в качестве пилотов и за спиной у них были студенты инфиза, но это отдельная тема и рассказ об этом будет ниже.
Коротко, для тех кто не в курсе, как и кто рулит гонкой:
С1 и радиотур едут в одной машине. С1 командует, а радиотур работает на двух радиоволнах - судейской и волне команд. Эта машина едет непосредственно за группой на старте, а в процессе гонки комиссар занимает место по своему усмотрению, обычно там, где решается судьба гонки, а хвосты отдаются на откуп С3. Команды не слышат (а теоретически и не знают) частоту судейского канала, поэтому всю ситуацию в гонке им сообщает радиотур - отрывы (состав, количество, интервалы), вызовы техничек при техпроблемах или просьбе питания и много еще всего. Т.к. половина представителей команд не знают английского, а вторая не знает русского, то радиотур все дублирует на двух языках. При этом он должен еще успевать обрабатывать информацию с судейского канала. Вобщем работенка еще та...
С2 - этот человек рулит головой группы. Помогает ему комиссар на мотоцикле (т.к. он более мобилен) и мотоцикл информации, который переписывает отрывы, засекает разрывы и дает эту информацию в эфир и гонщикам посредством доски и мела. Если образуется отрыв, то все пространство между ним и группой отдается мотоциклистам, а С2 едет с отрывом командуя нейтральными техничками и техничками команд, если таковые есть за отрывом.
С3 - это командир задней части группы. Стартует он за караваном техничек, контролируя их и их порядок следования. Если С1 уезжает вперед, то С3 занимает его место.
Т.к. моя работа как помошника секретаря, начиналась кругов за 7 до финиша, то на старт меня взяли в машину С3...
Чудеса начались сразу после старта. Мы отстали и заблудились. Мы должны ехать за техничками, но водитель повез нас не на подъем в лес (кто знает трассу, тот поймет, остальные... сорри), а прямо. В итоге мы нейтральный круг ехали непонятно где, но перед стартом успели занять свое место т.к. на просмотровом круге были какие-то чудеса и гонка ждала всех отставших. Чудеса на этом не закончились... Уже на первом основном круге, перед подъемом в лес, на трассе случился затор из-за того, что нам отгородили очень узкую трассу. Там дорога в три полосы, а нам дали всего одну и в качестве разделителей поставили здоровый пластиковые тумбы красного и белого цвета. Получилось бутылочное горлышко, в котором откуда-то взялся левый трафик (первый привет ГАИ) В итоге группа въехала в миникараван нейтральных техничек и машины С2 (уж на сколько у Валерия Севрука устойчивая нервная система, но там, со слов его пассажиров, он ругался... сильно). На подъеме голова разобралась, но Изабэль по радио жестко попросила расширить проблемный участок или совсем убрать тумбы, что к следующему кругу сделано не было, и только на третьем круге, под угрозой остановки гонки, тумбы были отодвинуты и гонка получила пространство в две полосы. Реакция организаторов, которые за два круга (около 30 минут) смогли разрулить эти проблемы вызывает уважение, на мой взгляд быстрее было никак т.к. радио с этого места до линии старт/финиш добивало с большими помехами и много времени ушло на телефонное дублирование. Дальше все немного успокоилось и до инцидента с остановкой гонки все было более или менее спокойно. Для нас поменялось только то, что нас вызвали за машину С1 т.е. перед караваном техничек, но мы все равно ничего не видели в плане спортивной борьбы. Периодически пропускали технички, но т.к. ехали за машиной главного, то работы практически не было.
Отдельно скажу про лежачих полицейских. Их было много, хотя организаторы просили их снять (второй привет ГАИ). В одном месте была связка из 4х штук с интервалом метров в 20, т.е. гонцы перепрыгивая первый на скорости за 40, врубались во второй - времени на такой скорости не оставалось на прыжок. Для нас это тоже было плохо т.к. наш водитель берег машину и тормозил перед каждым полицейским, в итоге мы светили метров 300 до группы заставляя нервничать технички т.к. мы оттягивали их от гонщиков на эти самые 300 метров. Вообще наш водитель заслуживает отдельного упоминания т.к. на середине дистанции мы поехали... на заправку!
Остановки гонки я не видел. Перед этим кругом я высадился из машины, клацнул секундомером новый круг и полез выполнять обязанности секретаря... Но проходит 15 минут, потом 16,17,18... никого! Все упасть не могли, значит чудеса! На 22й минуте по телефону нам сообщают, что гонка остановлена. На финише становится стремно... Еще через 10 минут узнаем, что остановка по безопасности. Все ждут... Минуте на 35й, опять же по телефону, приходит информация, что гонка возобновлена, группы запущены с интервалами зафиксированными на момент остановки. Как я узнал уже потом, после гонки, по дороге в Хорайзен, непосредственно от Изабэль (мы ехали обрабатывать финишный протокол), она остановила гонку из-за появления плотного встречного трафика и отсутствия перед группой машины ГАИ (третий привет ГАИ). Стояли чуть менее 20 минут. Разрывы засекли трем группам, а все кто ехал за третьей влились в нее, но таковых было мало.
Дальше без чудес... Я работал с финишным протоколом, поэтому гонки не видел. Чудеса начались после финиша. Секретариат в течении 10-15 минут после финиша должен дать списки призеров, с этим мы более или менее справились, а вот полный финишный протокол, который надо отправить максимально быстро в UCI... Через 15 минут после гонки у нас были готовы классификации (горная, спринт, молодой) и предварительный список сошедших. Первая десятка финишировавших затруднений не вызвала, а вот дальше нам нужны были данные фотофиниша. Камера фотофиниша стоит низко и из-за этого очень часто гонцы на финише перекрывают один другого до такой степени, что искать их приходится по форме, велосипедам, каскам. Может кто-то обратил внимание, что номера были закреплены не по правилам? Левый был на кармане джерси, а правый на боку "на фотофиниш", хотя по правилам он тоже должен быть на кармане. Это как раз и связано низким расположением фотофиниша. Так же у бригады фотофиниша далеко не самый современный ноутбук со старой выгоревшей от времени матрицей и на ярком свете, не говоря уже о прямом солнце, там ничего не видно. Вобщем протокол мы доделывали уже в Хорайзене куда нас отвезли вместе с Изабэль (а по дороге мы у нее выяснили почему была остановка). Заканчивая с протоколами скажу, что окончательный вариант его, а так же стартового протокола с правками Изабэль (она его ночью, до 4х утра проверяла!) мы закончили только через несколько часов.
Замечания от Изабэль были... много! Я не слышал и половины т.к. был занят протоколами, но больше вего ее не радовало отсутствие в гонке информации т.к. наши мотоциклисты жили своей жизнью, а это именно их задача. Более или менее работал только информатор с доской, остальные катались непонятно где и непонятно зачем. Про трассу, ее состояние и чудеса она тактично промолчала или я просто этого не слышал, но, забегая вперед, скажу, что вторая гонка ей вцелом понравилась больше.
Потом был еще один минисеминар для судей. Не просто по букве правил, а скорее по духу - разбор реальных ситуаций и их трактовка. Очень интересно кстати. Я после этого переосмыслил много моментов из телетрансляций.
Дальше было чучуть неформального общения в процессе которого Изабэль сама напросилась помогать на критериуме. Не просто посмотреть, а именно помогать! И, как показал следующий день, ее помощь была очень и очень кстати!
Но об этом, пожалуй завтра... "Рука уже колоть устала" (с)