Перечень задач перед велотуризмом, изложенный в представленном ранее разделе 5, оказался совершенно безобидным, по сравнению с мрачным изложением проблем в разделе 2. Причем, по одиночке они как-то вроде бы и не очень страшны, но глядя на них вместе – очень хочется уйти в одиночный велотуризм
Номера проблем в разделе 2 соответствуют номерам задач в разделе 5. В ходе комплектации проблем добавлены пункты 5.1.1, 5.1.2, 5.1.3 в разделе 5, и внесено дополнение в пункт 5.2.2 (эти изменения уже внесены в текст раздела 5).
Господа–сторонники неспортивного поведения в велотуризме. Я то хоть и пытаюсь как-то отстаивать интересы не спортсменов, но сам то я представитель именно спортивного направления, меня надолго не хватит, я неизбежно скачусь к позициям спортивного туризма. Поэтому подключайтесь, а то эти робкие начинания по созданию оздоровительного направления в велотуризме так и умрут. Или вам выгодна ситуация, когда спортсмены вас обижают? Под это можно списать все свои неудачи.
Аналогичная просьба к приверженцам соревнований по технике велосипедного туризма.
ДДП, по тексту слова «туризм» и «велотуризм» во многих случаях взаимозаменяемы и я их ставил почти случайно без какого либо умысла. При окончательной редакции нужно будет это поменять, где нужно. Думаю, что тебе это виднее, где что. Для меня это не принципиально. В разделе 2 все пункты изначального текста учтены за исключением пункта 2.3 (про ЦМКК). Если считаешь этот пункт принципиальным – добавь. Мне кажется он частным. Из него не вытекает концептуальной задачи.
И еще, ДДП, наверно, неплохо было бы информировать народ, сколько времени у него есть на раздумья над всем этим, когда документ должен быть готов?
Итак, самый тяжелый раздел по объему и по содержанию. Нервных просьба не читать. Глубоко вдохните перед прочтением.
II. Аналіз існуючих проблем розвитку.
2.1. Загальні умови розвитку
2.1.1. Всякий вид человеческой деятельности имеет свои стимулы. На сегодняшний день единственным понятным стимулом для занятий велотуризмом в рамках Федерации спортивного туризма является присвоение спортивных разрядов. Все остальные стимулы размыты и неконкретны. Статус же спортсмена-разрядника не столь высок, чтобы привлечь серьезное внимание у граждан Украины к Федерации спортивного туризма. Это является серьезной причиной того, что официально в органах Федерации регистрирует свои походы лишь часть граждан, реально занимающихся велотуризмом.
2.1.2. Туристы, которые не взирая на факты, изложенные в пункте 2.1.1, все же решили заняться велотуризмом с официальной регистрацией походов в органах Федерации поставлены в крайне затруднительное положение. Это связано с отсутствием, либо несовершенством необходимых нормативных документов. Работа над этой концепцией развития неизбежно приведет к необходимости внесения изменений в туристские Правила. Но у нас еще не утверждены те самые Правила, в которые мы собираемся вносить изменения, хотя процесс их утверждения длится уже около трех лет. Налицо факт того, что основные нормативные документы устаревают до своего принятия. Методических разработок, инструкций и разъяснений нет и быть не может, потому что нечего разъяснять – нет утвержденных Правил. Методика категорирования велопоходов несовершенна и требует переработки. Как мы можем говорить о развитии велотуризма на местах, если нормативными документами Федерации не предусмотрена работа органа, занимающегося этим развитием - отсутствует положение о велокомиссиях, а значит не определены полномочия, круг обязанностей, формы работы, связь с другими органами и т.п. Странным является то, что в таких условиях еще кто-то ходит в походы с официальной регистрацией в МКК. Если в ближайшее время ситуация с принятием основных нормативных документов не изменится, то перспективы Федерации спортивного туризма на будущее очень печальны.
2.1.3. В советские времена существовали планы партии и правительства, деятельность Федерации спортивного туризма была подчинена этим планам и существовал достаточно жесткий контроль за их выполнением. В настоящее время контроль за деятельностью руководящих органов Федерации либо отсутствует, либо он крайне неэффективен. Как результат – безрезультативность работы руководящих органов Федерации. Эти руководящие органы вроде бы существуют и вроде бы что-то делают, входят в эти органы уважаемые и по человечески хорошие люди, но результат работы практически нулевой, если не отрицательный. Для сохранения дееспособности Федерации необходимо наладить контроль за работой руководящих органов Федерации, за выполнением планов и сроков. Действенным контроль может быть только со стороны заинтересованных лиц, коими являются рядовые туристы. Необходимо обеспечить такой контроль путем создания соответствующих комиссий из рядовых туристов либо каким-то иным способом. Для реализации этого необходимо внести соответствующие изменения в нормативные, а возможно и в уставные документы.
2.1.4. В настоящее время серьезные споры возникают вокруг места спорта в велотуризме. С одной стороны, слышны упреки, что велотуризм – это не спорт, а форма отдыха. С другой стороны, частыми являются высказывания, что лидеры велотуристов слишком увлеклись сложными спортивными походами и совершенно не занимаются массовым общедоступным велотуризмом. Необходимо создать условия, когда оба направления будут успешно развиваться, не конкурируя между собой. Один из возможных путей следующий. Традиционно вся активная деятельность человека делится на физкультуру и спорт. Физкультура – это для души и для здоровья, спорт – это для достижения высших результатов. Целесообразно туризм тоже разделить на оздоровительный и спортивный. Оздоровительный туризм будет заниматься массовостью, это его основной показатель работы, спортивный туризм будет заниматься достижением высших спортивных результатов, сложные походы – это его показатель работы. Если для спортивного велотуризма основным показателем достижений являются спортивные разряды, то для оздоровительного велотуризма нужны свои показатели, свои стимулы для занятий этим направлением велотуризма.
2.1.5. До настоящего времени понятие «велосипедный туризм» во всех документах Федерации является единым, цельным, деление на отдельные виды отсутствует. В действительности в велотуризме появилось много новых течений. Разные велопоходы стали значительно различаться по типам маршрутов, условиям их прохождения, применяемому снаряжению, организации движения и т.п. Можно считать фактом, что произошло стихийное структурирование велотуризма. Из всего велотуризма выделилась группа лиц, занимающихся зимним велотуризмом. Другая группа предпочитает многодневные велопоходы с дневными пробегами порядка 200 и более километров. Третья группа предпочитает экскурсионные велопоходы по знакомству с культурным и историческими памятниками разных стран. Четвертая группа предпочитает комбинированный велотуризм со значительными пешеходными участками. И так далее. Частыми стали жаркие споры о том, какой из видов действительно является велотуризмом, а какой нет. Корректное категорирование такого широкого спектра походов традиционными методиками невозможно. Правила организации таких разных походов и требования по безопасности в них значительно различаются. Назрела острая необходимость провести анализ и разработать принципы классификации велотуризма по видам. Кроме этого, появилось много информации о совершаемых одиночных похода. Такие случаи далеко не единичны. Фактически одиночный велотуризм превратился в один из видов велотуризма. Необходимо изучить ситуацию и определить позицию Федерации по отношению к этому реально существующему виду велотуризма.
2.1.6. Президенти обласних ФСТ, здебільше з других видів туризму, не мають часу або бажання розвивати велотуризм.
2.1.7. Финансирование спортивного туризма крайне ограничено. В этих условиях при распределении финансовых и материальных средств очень болезненно воспринимаются туристами факты неправильной оценки результатов туристской деятельности, необъективного учета потребностей разных видов туризма и отдельных туристских групп. Есть необходимость в соверенствовании принципов распределения и контроля за распределением этих средств.
2.1.8. Созданный несколько лет назад сайт Федерации с момента своего создания пополнился несушественным объемом информации. Сведения о работе Федерации и ее руководящих органов не то чтобы недостаточны, они просто отсутствуют на сайте. Даже та реальная и хорошая работа, которая проведена, практически неизвестна большинству населения. Например, в прошлом году был проведен Чемпионат Украины по велопоходам высшей категории сложности. Все без исключения походы-участники были очень высокого уровня, которые не стыдно выставить на любой чемпионат или конкурс. (Кстати, Россия в прошлом году не смогла провести свой открытый чемпионат по велопоходам, потому что для участия в нем было заявлено всего три отчета о велопоходах, причем, два из них – от Украины). А ведь такие походы являются главным показателем развития спортивного велотуризма в стране. Обидно, что результаты усилий ребят остались мало кому известны. Активизация работы Федерации в Интернете является крайне важной, причем, для этого может быть использован не только сайт федерации, но и любые другие ресурсы.
2.1.9. Нередко велотуристы на маршруте сталкиваются с необходимостью пересечения заповедников, пограничных зон, зон особого контроля и обязательной регистрации. Получение разрешений на прохождение такого маршрута вызывает сложности. Проблематичным является оформление виз для въезда в другие страны. Без поддержки Федерации туризма эти вопросы бывает решить сложно, а иногда невозможно. В настоящее время непонятен статус члена Федерации спортивного туризма, неясно, какими же преимуществами он обладает по сравлению с остальными рядовыми гражданами при оформлении всевозможных разрешений.
2.1.10. Сейчас много говорят о так называемом экстремальном туризме и даже ставят его в противовес спортивному. Это порождает путаницу в классификации походов. Необходимо уточнить терминологию и разграничить сферы деятельности этих видов туризма, определить их взаимосвязь.
2.1.11. В настоящее время активизируется работа различных турфирм, организующих туры, являющиеся фактически туристскими походами, в частности, и велосипедными. В большинстве случаев маршруты таких походов достаточно простые, но иногда на них встречаются и сложные участки. Турфирмы действуют фактически самостоятельно, либо их связь с Федерацией достаточно символична. Вместе с тем, сотрудничество могло бы быть взаимовыгодным – турфирмы могут способствовать развитию массовости велотуризма, помочь в организации соревнований, экспедиций по разработке туристических веломаршрутов для этих же фирм, а Федерация может помочь в подготовке кадров, проводить конкурсы на лучшую турфирму, всеми возможными способами рекламировать ее деятельность.
2.1.12. В настоящее время спектр туристского снаряжения, имеющегося в продаже, очень широкий. В этих условиях продавцы магазинов не всегда правильно ориентируют покупателей из-за плохого знания специфики велотуризма. Сотрудничество туристских организаций и торгующих организаций могло бы быть взаимовыгодным, если оценить возможности такого сотрудничества и разработать мероприятия по его реализации.
2.1.13. Наиболее интересными и наиболее сложными как в реализации, так и в организации являются комбинированные походы, где велопоход является лишь одним из этапов всего похода. Только силами велотуристов такие походы организавать сложно. Поэтому следует обсудить в представителями комиссий других видов туризма возможность и перспективы организации таких походов.
2.2. Спортивні велопоходи
2.2.1. Перечень классифицированных маршрутов на территории Украины не обновлялся со времен СССР. За это время изменились правила туристских походов, значительно изменилось туристское снаряжение, изменились дороги, совершено большое количество новых велопоходов. Необходимость создания нового перечня давно назрела.
2.2.2. Старая система хранения бумажных отчетов в библиотеках клубов действует по сей день, хотя все отчеты готовятся сначала в электронном виде, а потом распечатываются. Практика хранения отчетов в электронном виде не утверждена и реально мало где используется. Хотя такая форма хранения отчетов позволяет избежать безвозвратных потерь бумажных отчетов, очень удобна в пользовании, особенно если электронные версии отчетов хранятся в интернете. Можно пойти по этому пути, если при защите похода требовать не бумажную версию отчета, а его размещение в интернете. Но для этого нужно изменить соответствующие нормативные документы, изменить требования к оформлению отчетов, сделать эти требования удобными для размещения отчетов в интернете. На основе таких отчетов в интернете можно создать единую библиотеку туристских велопоходов, что сделает отчеты легкодоступными, удобными в пользовании другими туристами и качественно изменит информированность населения о состоянии велотуризма в стране.
2.2.3. Из велосипедных форумов в Интернете четко виден вывод о том, что наибольшую популярность сегодня получили так называемые «покатушки» - походы, продолжительностью 1 - 3 дня. В терминологии велотуризма это ПВД. Но в Правилах и в других туристских документах ПВД рассматривается не как самостоятельное явление, а лишь как подготовка к многодневному категорированному походу. Вместе с тем, многие велотуристы сейчас ограничивают свою деятельность только «покатушками» и не собираются ходить в многодневные походы. Иногда в таких ПВД туристы за два дня проезжают более 500 км, что вдвое больше, чем протяженность маршрута первой категории сложности. При этом нередко маршрут сопровождается полевыми ночевками, приготовлением пищи на костре и прочими традиционными туристскими атрибутами. «Покатушки» сегодня стали самым массовым явлением в велотуризме, фактически самостоятельным его направлением. Но такие походы никак не классифицированы, не разработана их иерархия, среди них не проводится никаких конкурсов или соревнований, вообще непонятен их статус.
2.2.4. Недостаточная работа Федерации по популяризации спортивного велотуризма, отсутствие каких-либо стимулов для регистрации велопоходов в МКК, неопределенность с действуюшими Правилами туризма, которые перерабатываются и никак не могут быть приняты уже который год, привели к тому, что немалая часть велотуристов ходит в велопоходы самостоятельно без регистрации в МКК. Даже если ситуация изменится и велотурист захочет участвовать в официально регистрируемых походах, то он вынужден будет начинать все сначала, т.е. с участия в походах первой категории сложности. Хотя самостоятельно накопленный опыт может быть немалым и походы начальной сложности ему уже не интересны. А многие просто стесняются снова становиться новичками. Такая ситуация создает препятствия велотуристам с самостоятельно накопленным опытом для в вхождения в Федерацию. Нужно разработать механизмы, позволяющие учитывать реальный опыт, накопленный самостоятельно, без права на присвоение разрядов, но с правом участия в походах соответствующей сложности.
2.3. Спортивні змагання з велотуризму
2.3.1. Правила проведения соревнований по технике велотуризма нуждаются в совершенствовании.
2.3.2. Перечень видов соревнований по технике велосипедного туризма и дистанций на них не меняется уже много лет. Давно назрела необходимость дополнить этот перечень новыми соревнованиями.
2.4. Навчально-методична робота
2.4.1. Проведение школ туристской подготовки является важным условием успешного и безаварийного прохождения маршрутов туристских походов. Такая работа ведется, но к сожалению она сопряжена со множеством организационных и методических проблем. Нужно искать новые формы проведения занятий в таких школах и новые формы привлечения в них учащихся.
2.4.2. В течение продолжительного времени работа по подготовке и повышению квалификации судей, подготовке тренеров по туризму практически не велась. Попытки организации такой работы неизбежно сталкиваются с отсутствие программ, методических материалов, организационными проблемами.
2.5. Зовнішні зв'язки
2.5.1. Несмотря на разделение стран, цели и принципы работы туристских организаций Украины и России остались очень близкими. Это позволяет наладить взаимовыгодное сотрудничество между странами и проводить совместные мероприятия. Странно, что такое сотрудничество на уровне федераций до сих пор не налажено, хотя оно налажено на уровне отдельных туристов и туристских групп. Нужно отметить, что стремление к сотрудничеству есть и со стороны России – оттуда регулярно поступают приглашения участвовать как в официальных соревнованиях (открытый Чемпионат России по спортивным походам), так и в неофициальных конкурсах (конкурс велопоходов «Путь»). Одним из препятствий для такого сотрудничества является некоторое различие нормативной документации и как следствие, например, взаимное непризнание справок о туристском опыте. Нужно организовать совместную работу с российскими коллегами и подготовить предложения по изменениям в нормативных документах.
2.5.2. В суете решения насущных велосипедных проблем мы как-то забыли, что велотуризм существует не только в Украине и России, но и других странах СНГ. Кроме того, он активно развит в странах дальнего зарубежья, хотя и в несколько иной форме. Установление контактов с велотуристскими организачиями этих стран, а в перспективе и проведение совместных мероприятий было очень выгодным для украинского велотуризма.