Любимому городу и его людям посвящается...
Да
Вот так все и начиналось
В этот раз мы подошли немного посерьезней к нашей поездке. Да и участников было по больше. Правда прибыли не все одновременно. Зиновий и Миша поехали немного раньше нас и поселились у татар в «вольных покоях». Грустно там, маленькие комнатушки, тонюсенькие перегородки, соседи на ноги наступают, хозяева тут же. Но цена – шара. Покои эти находятся внизу старого города, прямо через забор от улицы. Я с Копером подтянулись на пару дней позже и поселились в нашем туротеле «Привал». Высоко в старом городе, виды у нас… воздух…Заплатив всего лишь в два раза дороже, что так же являлась шарой, мы жили в отдельных номерах, в стоимость которых входил завтрак и душ. В этот раз мы поехали на авто. Форд «Коннект» оказался на редкость удобным авто для байкеров. Это стало особенно понятно, когда нас пятеро вместе со всеми велами и барахлом ехали к месту начала покатушки.…
Доехали мы достаточно быстро. За 10 часов от дома до дома. Больше 110 км\ч Тарас не ехал, расход солярки составил 6.5 литров на сотню. При этом Тарас шутил, что в этот раз было много обгонов, а так можно было бы выйти на 6 литров. Дорога была относительно не загружена.
Гена в Бахчи ждал нашего приезда. И через полчаса после нашего прибытия мы уже встретились с ним на «Привале» и выехали в первый наш маршрут. Учитывая, что времени у нас было не много, кружочек в км 27 был в самый раз. Небольшое волнение… Вновь лесная дорога, можжевеловые рощи, чистый воздух. Чуфут-Кале, Тепе-Кермен, Качи-Кальон, Предущельное… Красота, мы снова тут, опять шуршит резина по знакомым грунтовочкам, опять повороты и дропчики и опять потрясающе чистый воздух…И у Тараса и у меня в этой поездке новые велосипеды. Я вообще впервые тут на двухподвесе. Балдею, что надо поднимать попу с седла гораздо меньше…
Вечер провели с бутылочкой красного Инкерманского и сыром…
Утром к нам подъехал еще один байкер, Толик. Вел свой он отдал нам в авто вчера утром, а сам на паровозе с вещами подскочил на пару дней… И вот нас на «Привале» уже трое и еще двое внизу в городе.
Утром встретились около Ханского, в центре…Погрузили пять байков, трое «китайцев» упаковались в кузов, двое нас в кабине. Сегодня наша цель – АЛСУ. Не достроенный замаскированный командный пункт черноморского флота… На авто решили подскочить в село Родное, бросить там авто и от туда, через Чернореченский каньон, достаться до села Морозовка и от туда в АЛСУ.
Дорожка проходила через персиковые сады, постоянно уходя вниз. На перекурах смотрели на карту, примерно понимая, куда мы движемся. Заблудиться там было сложно.
Грунтовка перешла в каменистый спуск и на финале мы уперлись в саму Черную речку.
Покрутились на месте, нашли более-менее удобное место для переправы и начали переправлять самое дорогое, что у нас было – велики…
В Морозовке к нам подскочил Гена. Как он сам относительно недавно узнал, в строительстве этого монументального строения участвовал его отец. Что бы было понятно всем, что такое АЛСУ: в горе прорыты многокилометровые тоннели в три этажа. Предполагалось, что в этом месте должны были работать тысячи человек, следить за подлодками, авиаатаками и т.п.
Вот так выглядит один из входов в это строение. Бетонная стена с нарисованными окнами, чтобы ни кто не догадался, штольня… Прямо с велами мы туда и залезли. Тоннели внутри местами огромного размера. Мы растянулись цепочкой. Рация позволяла держать связь.
Гена рассказывал, что когда этот объект «открылся» для посетителей, тут еще были крышки люков, провода и т.п. Сейчас ни чего этого не было. Но надо отметить, что внутри было чисто. Изредка попадались следы «культурного» слоя.
Передвигались мы со своими фонарями и фарами. Примерно через минут сорок нашего катания, мы вышли «на свет» из другого входа с другой стороны горы. Вот так. Гена нас уже встречал на улице. Для строительства этого объекта был специально построен бетонный завод, перекрыта небольшой плотиной Черная речка…
Горбачев, придя к власти, остановил строительство. Теперь это прекрасный парарекреационный ресурс, достойный большого внимания. Вообще надо отметить, что весь Крым перерыт военными инженерами. Понятное дело, что это стратегическое место, граница и т.п. Потрудились там военные строители на славу….
АЛСУ находится относительно рядом с трассой Севастополь-Ялта. На нее мы и выскочили, осмотрев «объект и взяли курс на Балаклаву. А Гена с Тарасом поехали в сторону оставленного авто. После чего, Гена поехал в Бахчи на веле, а Тарас на авто к нам, в Балаклаву. Тут на набережной мы и устроили перекус. В рыбном рестонарчике мы заказали бараболю, картошечку, белое вино…
Погрузив байки в авто, мы решили прогуляться по уже вечерней набережной, выйти на мыс, взглянуть на вход в Балаклавскую бухту. Красиво там. Место пропитано военными сражениями, переполнено историческими памятниками. Генуэзская крепость Чембало, старыми особняками графов и т.п. Одним словом, место очень уютное, тихое и красивое. Дорога назад была относительно короткой. Парней выгрузили в старом городе, а сами поднялись на «Привал». Вот так и закончился наш второй день.
На завтра мы запланировали Чатыр-Даг.
Долго плутали по Симферу. Очень долго. Хотя ехали по знакам. Реально все утомились. При повороте на Мраморное, решили остановиться и отведать тандырной самсы. Некого татарского съестного девайса. Запеченные плюшки с луком и мясом и еще бог знает с чем. Относительно вкусно. На Чатыр-Даге было запланировано посещение пещеры Эмине-Баир-Хосар, после чего думали покататься по самому плато.
Про пещеру долго говорить не стану. Не интересны они для меня. Но вот телефоны, установленные внутри, прикольные.
Вынув из авто велосипеды, приготовившись к покатушке, я указал парням на воооон ту вершинку, сказав, что мы на ней должны сегодня побывать. Все сказали, что я псих и что ни кто туда не доедет…
И тем не менее, мы выдвинулись на маршрут. До начала дорожки, которая ведет по плато, идут несколько сильных спусков. Добравшись до грунтовки, мы взяли курс на вершинку. Дорожка была прекрасной: обалденные виды открывались нам со всех сторон, чистый воздух насыщал кислородом нашу кровь, теплый ветер обдувал наши лица и тела. И вот первый перекур. Место, у которого четко обозначены координаты.
До вершинки оставалось совсем не много, как нам казалось.
Но пологая дорожка закончилась и перед нами стал, что называется, торчЪ. Копер сказал, что он в гору не пойдет. Но подчинился общему желанию подняться. Приличный набор высоты мы взяли с байками на спине. После этого участка, тропинка относительно выровнялась и местами можно было ехать. Но все же это было сложно. Хотя не так сложно, как просто тяжело. Приходилось это делать на «первой передаче», что заставляло больше держать равновесие из-за малой скорости. Впереди идущие были уже практически наверху, и мне с Копером, оставалось подтянуть хвост группы.
Изрядно попотев, мы все же забрались на вершину. Воистину, покорение вершины стоит тех трудностей, которые преодолевает человек на пути к ней. Наша высота 1427 метров н.у.м. может показаться ничтожной, но как она далась, знаем только мы.
Все, мы сделали это. Епсель, как все же здорово. Мы забрались, мы тут. Даже Копер понял, что не зря погибал на подъеме.
Все суетились на вершинке, смотрели во все стороны, фотографировали и себя и велосипеды. Да, именно благодаря велосипеду мы сегодня, сейчас тут. Вот он красавец, спасибо тебе…
И тебе, его Величество «Еллсворт»
И тебе, его Величество «Скотт»
Радость переполняла нас, но время неумолимо шло и мы решили выдвигаться в обратный путь. А он, как правило, может быть еще длиннее… Так и вышло. Ибо решили мы спускаться, подстрекаемые Зиновием «другой, более короткой» дорогой. Тропинка была. Другая. По ней мы и начали спуск. Копер на нем дважды «ушел» через руль, сказав, что его Чатыр-Даг «сделал» дважды. Еще он вспоминал механика Бундеса, который отрегулировал ему тормоза. Отрегулировал он все правильно, просто Копер дважды не справился с управлением. Еще при спуске, слева впереди, мы видели дорогу, по которой ехали к вершине. На нее мы и предлагали спуститься. Но Зиновий, человек, который «знает все и всех», сказал, что мы лохи, что ехать надо другой и более короткой дорогой. Что повлекло за собой то, что мы заблудились, долго искали нужное направление и уже в сумерках выскочили все на ту же грунтовку, которую мы видели слева при спуске с вершины. После это случая, мы решили всегда действовать, руководствуясь своими имхо. Зиновия в сад. Выскочив на твердую дорогу после ковра из можжевельника, я с Толиком начали зажигать. При этом все вышло само собой. Потихоньку начали прибавлять скорость, начинали спуртовать и несколько километров неслись, как угорелые, пытаясь не пропустить друг друга вперед. Но вот грунтовка закончилась и мы выехали на дорогу почти в темноте. Меня и Толика Копер отправил за авто, оставленного на горе около пещер. Сам остался нас ждать на этом месте, а Зиновий и Миша решили поехать вниз своим ходом. Внизу договорились встретиться. Темнота полностью окутала местность. Стало немного прохладно. Толик, будучи работников компании «ФОРД», подогнал авто как пологается «фахивцю з обслуговування корпоратывных клиентив». В велоформе за рулем, он смотрелся интересно
Догнали парней, погрузились и на обратном пути, перекусили в «Маркуре»…
До сна оставалось совсем немного.
Уже прошло более года, а для меня день «покорения» Чатыр-Дага до сих пор является одним из самых светлых дней в жизни. На столько был высок эмоциональный подъем, на столько были сильными впечатления… Поверьте, это было сильно…
Следующий маршрут вновь наступившего дня, пролег из пос.Верхоречье, через Крымский заповедник, село Синапное, Высокое, Баштановку, гору Колыбель…
В заповеднике нас завернули обратно его работники. Сказали, что мол нельзя и т.п. Да и грязь там была на лесных дорогах не приятная. В итоге, прокатив по нему немного, мы вернулись назад до Верхоречья и взяли курс на село Синапное. От туда на Высокое.
Стоит заметить, что наш друг Зиновий, не пропускал ни одного болота, что бы не выкупаться в нем. При этом он имел привычку полностью раздеваться. Со стороны выглядело это неоднозначно…
К Высокому был тяжелый и долгий подъем. Все осложнялось еще и тем, что Толик должен был сегодня уехать домой. Хоть поезд был и поздно вечером, все равно мысль об объезде не покидала нас ни на минуту.
Иногда дорогу приходилось тупо пробивать
В Крыму, в отличии от Карпат, любой взятый подъем, всегда вознаграждается прекрасным спуском. Путешествуя по Карпатам, такого замечено не было. Вот и на данном маршруте, после подъема в глухом лесу, после поиска дороги, маршрут нас вознаградил прекрасным двухкилометровым спуском. На озерах сделали перекур, желающие покупались.
Кто то купался не раздеваясь. Тупо поскользнувшись на металлических шипах, Копер по колено ушел в воду. Вот так. Зато прекрасно отработала защита на коленях, которую он предусмотрительно не снимал…
После чего, просто восхитительной тропинкой мы выдвинулись в сторону Баштановки…
Там мы разделились. Гена, Миша, Зиновий и я поехали в сторону «Привала», но по горам. Прекрасный каменистый подъем из Кудрино, вывел нас на гору Колыбель. От нее до базы прекрасный спуск.
Тарас и Толик – по дороге поехали за авто.
Встретились мы уже на базе. Попрощались с Толиком. Тарас отвез его на вокзал.
Следующий день был таким же светлым, чистым и теплым, как все предыдущие. В осеннем октябрьском воздухе витало чувство спокойствия и гармонии.
Тарас сегодня поехал в любимый Портенит, Миша решил потратить время в интернет-кафе и вместе с Геной подтянуться к нам /ко мне и Зиновию/ на Баклу. У Миши осталась одна рация, одна была у меня. Около часа дня договорились встречаться.
Дорога в пос.Скалистое очень красива. Белого цвета грунтовка просто разрезала зеленые луга, уходя в даль.
Она, дорога, выходит из города через староселье и идет в ущелье. Справа вверху остается Чуфу-Кале. В орехововой роще дорога поворачивает налево и ведет нас прямо в Скалистое…
Проскочив Скалистое, мы добрались до Трудолюбовки. Сделав там маленький перекур, выпив чего то и чего то скушав, мы поехали к Бакле. Еще один древний очаг цивилизации. Пещерный город. На нем остались фрагменты пещер, емкости, где давили вино… Красивая чистая дорога выглядела, как тоннель, образованный деревьями и кустами. Это было прекрасно.
Забравшись наверх, мы начала вызывать по рации Мишу. Еле-еле я увидел вдалеке байкеров, спускающихся к Скалистому. На мой вызов Миша ответил, сказав, что они так и да на подъезде. Нам ни чего не оставалось, как их ждать. Порадовала работа рации. В прямой видимости, держит уверенный прием до 7-8 км..
Встретив парней, с Баклы мы спустились к озеру, где устроили хороший отдых. Покупались, попили вино. Епсель, октябрь месяц…
Озеро это образовалось в бывшем карьере, по добыче известняка. Копали-копали, наткнулись на источник и тот, в свою очередь, полностью заполнил карьер изумрудной водой.
Вдоволь отдохнувши, мы решили ехать в Бахчи. Просачивались туда через старый город, через древнейшую армянскую церковь и по чудесному спуск выехали прямо к памятнику Пушкина.
Тарас звонил и сказал, что он уже вернулся, и что сейчас поехал на мойку. Вымыл он не только авто, но и байк после вчерашней экологически чистой заповедной грязи. Стоило все на порядок дешевле киевских услуг, а качество не хуже.
Договорились все встретиться в «Спитаке», отведать чудесных чебуреков, а особые ценители, могли попробовать янтык.
Вот так прошел еще один день. На ужин в кафе «Тройка» мы пригласили Гену, посидели с ним, поболтали про жизнью. Вот так просто, ни куда не торопясь.
На следующий день, Зиновий и Миша покидали Бахчи. Мы все вместе взяли путь на Севастополь. Сегодня были без авто. Решили прокатиться по маршруту «милитари». В поселке Железнодорожное мы повернули на плато Каратау. На нем когда то стоят главный пелег подлодок черноморского флота союза. Вот это место.
Теперь там нет ничего. Какие то в\части ушли в Россию, что то осталось у нас, но много просто разворовано. На Каратау ведет сильный подъем. Хоть и короткий. Маршрут еще уникальный и тем, что фактически 30 км езды по нему в сторону моря, это один сплошной спуск. Дорожка местами там на столько гладкая, что просто радуешься, пролетая по ней.
По всюду памятники боевым сражениям…
На пути к морю, мы просочились на президентский аэродром Бельбек. Как ни странно, мы просто заехали на его территорию, так же просто поехали по взлетке и так же просто покинули ее, обойдя территорию мимо ангаров, складов и т.п. Вот так все просто. Ни какой охраны, ни каких заграждений. Оставив позади аэродром, вы выехали на край обрыва, внизу было море. Спускаться пришлось пешком.
Вот оно, море… Вновь мы плещемся в теплой воде, валяемся на гальке и ни куда не торопимся. На сколько прекрасны осенние покатушки в Крыму. Отдыхающие отсутствуют как класс, цены уже не ломят, нет толп… Вот и тут, мы отдыхали своей компанией и вокруг нас ни кого не было видно. Отдохнувши и накупавшись вдоволь, нам пришлось с трудом идти по пляжу с великами. Ноги проваливались, ехать на веле практически не представлялось возможным. Зиновий с Мишей поселились в Учкуевке в частной гостинице. Оставив там свои вещи, мы все продолжили катание. На пароме мы все переправились на южную часть Арт. бухты и нашли прямо на набережной «ПотетоХаус». Тут мы и прекрасно посидели. После чего, сделали небольшой кружок по городу, опять вернувшись на набережную, выпили кофе и провели Мишу с Зиновием на паром, обратно на северную сторону. А сами выдвинулись опять на вокзал. На электричку.
Это, собственно, и стало логическим концом нашего путешествия. Завтра утром вывырулили домой. Всю дорогу болтали про поездку, велосипеды, строили планы.
И на последок снова про бахчисарайские дворики, двери и т.п. Люблю я это место...
вид на старую часть города
Максимилиан Бахчисарайский