Любимому городу и его людям посвящается...
Да, вот так все и начиналось.
Хмурое, прохладное утро. Грузимся в наш боевой байкерский авто. Все привычно крепим, размещаем в кузове, расставляем. Наше авто с условно новым турбодизельным сердцем, очень весело бежит. Копер не нарадуется. Звоним Анатолию. Тот быстро выходит и мы размещаем его вел, вещи и его самого в все в том же кузове. Контрольное фото... Копер вводит в ЖПС "Бахчисарай", объявляет сколько нам ехать и мы трогаемся. Автомобилей на дороге мало, треть общего пути, что проходит по одесской трассе, крайне грустное. Едешь 130 и спишь, как будто стоишь на месте. До места добрались как обычно быстро. Погода было прекрасной.
Ну что. Вот мы опять на месте. У меня лично в этом году юбилей. Ровно 10 лет назад я первый раз приехал сюда со своим байком на осенние покатушки. И вот я, и моя компания, опять тут, опять будем любоваться яркими красотами осеннего Крыма. В нашем распоряжении пять дней и мы решили насытить их по максимуму.
Поселились на "Привале". В нашем распоряжении был бокс велопроката на "Привале". Спасибо за это нашему большому бахчисарайскому другу. Он же, местный шерпа Геннадий, расстраивает нас по телефону плохой новостью. Закрылось наше любимое местное питейно-едейное заведение в старом городе. Теперь там продают мебель и китайский автопром. Что для нас значила "Тройка" - на словах передать сложно. "Тройка" означала прекраснейшее окончание любого тяжелого маршрута, любого ненастного дня и т.п. Место, где прекрасно готовили, быстро и вкусно. Но, это жизнь... Памятуя о том, что "что не делается - все к лучшему", мы едем к нашим давнишним знакомым Артуру и Лизе в их маленькое душевное семейное кафе "Спитак". Оно так же находится в старом городе, и еще ближе к "Привалу". Приятная встреча. Сразу заказываем ужин. Лиза делает лучшие аджарские хачапури. А Артур - крайне приятное «изделие», которое водкой назвать язык не поворачивается… В итоге, мы как всегда, провели вечер в очень милой душевной обстановке, заморили червячка и вспомнили забытый вкус чудесного напитка.
День первый. Эски-Кермен, монастырь Шулдан, Мангуп-Кале, Новоульяновка.
Везде, кроме Шулдана я был не раз. Была попытка несколько лет назад, но увы. Парни не были ни там ни там. Им все было интересно. А мне крайне приятно еще раз побывать в знакомых местах и непросто так, а со своими друзьями. На сей раз мы были вооружены ЖПС-ом и множеством карт и схем. Прошлогодний опыт поиска нужного направления в ночное время суток, заставил нас более серьезней отнестись в поездкам этого года. И это дало результаты. Автомобиль мы оставили в Танковом, около узла связи, и дальше покатились на велах.
В Бельбекской долине сделали первую остановку на развалинах каких то древних поселений.
В Красном Маке свернули направо, проехали все село и через грунтовку, что
идет по полю, подкатили прямо к подножию пещерного города.
Эски-Кермен – один и относительно хорошо сохранившихся пещерных городов. Там множество пещер, знаменитый глубочайший колодец и т.п. Все это выглядело особенно красиво в ярких желто-красных осенних тонах. Практическое отсутствие людей в подобных местах – так же неотъемлемая часть наших осенних покатушек. Что тут говорить, смотрите сами.
Теперь держим путь на Шулдан. По карте вдоль ручья. Вода чистая, весело бежит по чуть заметному руслу. Поднимаемся вверх, добираемся до его истока. Делаем перекур.
Копер вдруг встречает своих знакомых. Они же и подсказывают дорогу к монастырю. Воздух чист и прозрачен. Делая вдох, ты не понимаешь где он закончиться. Это потрясающе. Идем по карте, привязываемся ЖПС-ом. В итоге вышли на обрыв скалы, на которой стоит часовня монастыря.
Сам монастырь находится собственно в пещерах этой же скалы, в 20-ти метрах ниже. По крайне стремной лестнице спускаемся вниз. В пещерах реально обустроено жилье.
Работает приход, живут люди. Вот так. Поднялись обратно наверх. Покатили по лесной дороге. На спусках стали резко терять высоту. И выскочили по дороге в поселок Залесное.
От него пять минут до Хаджи-Сала. Это татарское поселение у подножия Мангуп-Кале. В сам пещерный город решили не подниматься, ибо времени оставалось не так уж и много. Решили оставлять город справа и двигаться на Новоульяновку. На подъезде к местному озеру дорога проходит по очень опасному спуску. Большие камни, многие «живые», масса плоских камней, которые просто скользят, как блины. Опасный был спуск, но от этого не менее интересный и техничный.
При подъезде к селу, выглянуло солнышко и осветило своими лучами близлежащие горы. Епсель, какая красота. Из села мы выскочили на трассу и протянули по асфальту несколько км до авто. Погрузились. Решили сегодня протестировать рекомендуемое Геннадием кафе в одном из мотелей Бахчи. Откровенно, ни чего особенного. Вернулись на базу. Привели себя в порядок и в «Спитак». Тихая, спокойная музыка, не торопливые разговоры скоротали наш вечер. Было принято решение, что будем вечером ездить в «Спитак». Так мы в последствии и делали…
День второй. Демерджи.
Позапрошлогодний подъем на Чатыр-Даг, открыл нам прекрасный вид на соседний массив. Вот у нас и зародилась мечта посетить его. Увы, но подготовились мы к этому плохо. Точнее, мы не послушали совета Гены о правильном варианте подъезда к началу маршрута. Мы выбрали «свой» путь и как следствие, мы не смогли подняться. На местности дорога была, а на карте ее не было.
ЖПС нам показывал, где мы находимся. Около 16.00 мы приняли решение возвращаться старой дорогой. Ибо идти дальше не было смысла. Даже если бы мы и поднялись наверх, спуск нам предстоял в темноте, да еще и по неизвестной дороге. Одним словом, пройденные вверх несколько километров за пять часов дались нам тяжело. Местами можно было ехать, но это только местами. Вниз весь пусть мы пролетели за минут 25… На одном из участков Анатолий «вышел из кабины». Все обошлось без особых последствий. Вел целый, Анатолий получил небольшие царапины. У нас оставалось пара часов светлого времени и мы решили спуститься в Алушту и там немного покатать по набережной. Благо до города оставалось 20 км. Мы так и сделали.
Прокатились по набережной, перекусили чебуреками, пофоткались. Город пустой, пляжи пустые. Вода, кстати, была теплой, 18 градусов. Торговые ряды фактически закрыты, кафе не работают, для города сезон закрыт.
День третий. Перевал Бечку.
Да-а-а… В прошлом году нам этот маршрут не удалось пройти. Заблудились. Потерялись. Ночью с фарами возвращались старой дорогой по дикой грязи, в холоде и голоде. На этот раз, мы были полны решимости замкнуть кольцо. На авто подскочили до Ароматного. Гена нам в этот день составил компанию. Утро явно начиналось с непогоды. Пасмурность, сырость. Я взял с собой специально купленные для таких покатушек штаны, куртку, бахилы. 12-ти километровый подъем на перевал сразу задал тяжеловатый темп поездке. Ко всему начал накрапывать дождик, который заставил нас немного переодеться, закрыть
рюкзаки и т.п.
Но это все были цветочки. На самом перевале мы сделали перекур. Красоты открылись не такие яркие из-за пасмурности, но осенние краски прекрасно восполняли этот пробел. При спуске с перевала к лесникам начался дождь. Дорога вся стала очень скользкой и грязной. Грунтовые участки пролетались достаточно приятно, а вот каменистые – крайне медленно и аккуратно. Ко всему остальному, у меня в памяти было свежо мое августовские падение в Карпатах с последовавшим переломом. Посему в голове
вертелась постоянно фраза мамы – «без экстрима». И тем не менее, без падений не бошлось. Хотя и они были достаточно условными. Хорошо, что все хорошо заканчивается.
К лесникам выскочили быстро и увидели прошлогоднюю табличку с указанием на «чайный домик».
Расспросили у местных про дорогу. Естественно, ее мы не нашли. Опять в голове появилось «старое правило» о том, что местные или ни чего не знают про местность где живут, или говорят не правду. Увы, но убедиться в этом было масса возможностей. И не только в Крыму. Привязались к карте и приняли решение искать «вот эту» дорогу, которую в прошлом году ночью мы не нашли… И опять подъем по камням, опять толкаем велы вверх, льет дождь… Идем относительно медленно и так и да выходим на нужную «развилку».
Но вод куда ехать? Опять «привязываемся» к "Хьюстону" и решаем, что нам направо.
На малейших полочках и спусках, жадно ловим дорогу и тут же садимся в седла. Вокруг потрясающей красоты лес. Яркие осенние краски, кристально чистый воздух, ни одной души вокруг. Опять находим нужную развилку и опять выбираем нужное направление.
Выезжаем на бывшую вертолетную площадку. Собственно «чайный домик» и был раньше военной базой.
От нее и осталось кое что на сегодня. Вертолетная площадка да какие то строения.
И вот от сюда начался самый прекрасный участок сегодняшнего маршрута – грязевой спуск.
Мягкая, относительно не глубокая грязь, чередующаяся с лужами, камнями и ветками, сама несла тебя туда, куда ты направлял свое вел. Мы с Копером были просто в восторге от дороги. На столько было приятно ехать, что мы просто пели. При этом всем, ехали мы достаточно быстро. Анатолий не особо торопился, Гена вообще еле ехал. Каждый балдел по своему. Дождик немного стихал и на одном из поворотов нам открылась потрясающая картина – уходящая туча, еще падающий дождь и только что родившаяся радуга. Это было просто восхитительно.
Нас переполняли эмоции. Мы не могли совладать со своей обыкновенной детской радостью. Мы тут же всю эту прелесть много запечатлели на фото. Дорога эта, на финале переросла в тропинку, которая выводила нас к водопаду «Серебряный». А от него – к домику лесника.
На выезде на трассу мы были крайне грязными. По асфальту мы пролетели вниз до Соколиного, где решили остановиться на лагман. И вот при подъезде к этому самому кафе я упал второй раз. На ровном месте, ни куда не торопясь… И опять без последствий, слава Богу. Нас любезно приняли к кафе, мы заказали на всех зеленый чай и лагман. Все умели оч быстро, т.к. были голодны и холодны. И до Ароматного нам оставалось ехать несколько км. Их мы пролетели уже в темноте, с фарами и мигалками. Погрузились в бус, пол часа и мы на месте. Привели себя в порядок и в «Спитак». Лиза нас от души накормила, горячий шоколад, джазовая музыка.
Завтра нам предстоял «морской» день.
День четвертый. Ай-Петри, море.
Копер собрался ехать в свой любимы Портенит на авто. С утра мы поехали искать в городе свободную автомойку, что бы вымыть наши «кабины».
Это оказалось не просто. На третьей мойке нас приняли и «за дорого». Но делать было не чего. Да и времени ушло на это мероприятие достаточно много, ибо местные работники не разрешили мне самому мыть и сушить велы, я настаивал. Все это повлекло за собой трату кучи времени на объяснение, что и как делать. И вот мы опять в Танковом. Финальные манипуляции с велами, смазка, натирка и т.п. Я и Анатолий решили ехать своим ходом на ЮБК через Ай-Петри. Сверху планировали спуститься в Ливадию, к морю, а Копер на обратном пути подбирает нас на авто. Собственно так все и произошло. В Танковом мы распрощались. До Большого каньона мы с Анатолием вкатились просто на раз-два. А вот после него, наклон дороги увеличился и подъем нам стал даваться откровенно трудно. Километр проезжался за 6 с копейками минут. Конечно, сказывалась усталость предыдущих дней. Сама дорога была просто потрясающе красивой. Анатолий не переставал говорить мне слова благодарности за «подаренную» ему дорогу.
Машин практически не было, дорога местами была мокрой после ночи. По мере приближения к плато, становилось все холоднее. Собственно на самом плато, как обычно дул сильный ветер и было достаточно прохладно. Анатолий опять не взял с собой нужных вещей и особенно на спуске жутко замерзал. Вчера он кусал себе локти за тот же поступок. Готовился год к поездке, купил нужных вещей и оставил их на базе.
На самом перевале, как обычно поглядели в низ, сделали десяток снимков и полетели.
Опустили седла, застегнулись под горло и вперед. Около 20 километров спуска. Какая красота. Красота еще была и вокруг. Желто-красная листва, вечно зеленая хвоя, коричневые стволы столетних деревьев. Синее небо, усеянное облаками и серый асфальт дороги.
На спуске нас нагнали парочка авто. Несколько авто обогнали мы. Мы делали несколько остановок для фоток. Вход на «Серебряную» беседку теперь платный. Около нее мы так же остановились на минутку. И дальше вниз. Вот и трасса. От нее еще минут пятнадцать и мы скатились прямо к морю на ливадийский пляж. Это же надо. С полуторокилометровой высоты спуститься прямо к морю. Красота.
Я тут же переоделся и с головой ушел в волны. Вот оно, счастье. Вода была относительно прохладной, но какая, сори, разница. Первый и последний раз в этом году я купаюсь, мне все равно, какая вода. А после купания - глоток коньяка. Красотища. Копер был уже на пути к нам и мы начали неспешный подъем к Ливадийскому дворцу. Там мы с Анатолием выпили кофейку, и через минут двадцать подскочил Копер. Погрузка и дорога домой. Да, денек был не из легких. 70 километров за сегодня были не плохой нагрузкой. Но и конец дня был просто чудесный. Ужин прошел в нашем «Спитаке». Нас, как обычно, душевно принимали, кормили и угощали. Вот так.
День пятый. Пещерный город Бакла.
Этот день планировался полностью покатушечный, без авто. Утром выезжаем сразу от базы на велах и туда же таким же образом возвращаемся вечером. С нами опять был Геннадий. Хоть маршрут я и знал, ему, Гене, все же удалось показать нам несколько новых ответвлений по ходу нашей поездки. Через старый город вы выехали на грунтовку, оставив сзади Чуфут-Кале. Опять светило солнце, небо было синее и чистое, было тепло.
Вот что такое октябрь в Крыму. Направление мы держали на село Трудолюбовка. Обогнув его справа, мы проехали через места раскопок «черных» археологов. Огромные горные массивы просто изрыты глубокими колодцами, с помощью которых искали захоронения.
Скажу честно, картина эта не из приятных. Это не то чтобы один или три колодца. Весь массив просто изрыт ими. Все это в пяти минутах езды на байках от пещерного города Бакла. И вот мы у его подножия. Часть дороги идем пешком. Последний отрезок там заезжательный и мы дружно вкатились на плато.
Скажу честно, с Баклы открывается один из самых красивых видом на горный Крым. От сюда как на ладони Чатыр-Даг, видно Симфер, Севастополь и море. Видны Чуфут-Кале, Тепе-Кермен. Тут мы сделали перекур. Как всегда зарядились энергией и позитивными эмоциями.
С Баклы идет просто сумасшедший спуск к пос. Скалистое, близ которого находится карьер, заполненный изумрудной водой.
Тут мы покупались, правда не все, немного восстановили свои силы. Дальнейший пусть лежал в татарское заведение «Шахиризада» на тестирование все того же лагмана. Вот туда мы и направились. Зеленый чай, парварда, лаваш и лагман. Во-от, все довольны, немного расслабились. Надо сказать, что традиция тестирования татарского национального первого блюда «лагман» /наваристый мясной суп с домашней лапшой/ в татарских заведениях родилась у нас давно. И на протяжении многих лет первое место удерживает кафе «Маркур», что в одиннадцати километров от Бахчи. Он там самый дорогой, но, откровенно, стоит того. До базы оставалось совсем немного. И весь путь нам знаком. Но Гена и тут решил под занавес покатухи, разведать пару новый дорог. И
ему это удалось. В Бахчи скатились все с тех же горных развалин, что висят над старым городом и выскочили фактически прямо к Ханскому дворцу. Небольшой подъем на базу прошли пешком. Сразу поехали на авто в интернет кафе слить на флешку все фото, что бы вечером с «Спитаке» посмотреть все на компе. Но все фотки слить не удалось. Смотрели только фотки Копера. Я собрал у Гены дома любезно предложенные им орехи. Мы привели себя в порядок и долго сидели у Артура и Лизы в компании с «Джеком Дениелсом». Смотрели фотки на компе, рассказывали про дороги, делились впечатлениями.
Вот и все. Завтра домой. Как быстро заканчивается все хорошее. Опять я сделал глубокий душевный вдох на пол года, что бы как то выжить в наших городских джунглях. Опять мы оставили не пройденные дороги для того, что бы вернуться сюда в следующий раз.
Прощай любимый город.
Максимилиан Бахчисарайский