Veli_com_ua » 26 май 2013 21:44
Неофициальная статья. Типичный Велодень
Сегодня произошел праздник для любителей езды на велосипеде. Ну как езды… даже (как оказалось) достаточно иметь велосипед (и даже он не нужен. Ролики, скейты, бмх как суррогаты-заменители чтобы не быть лишними на Велодне) – чтобы быть причастным!!
На площади Ленина (когда же уже переименуют этот совок, честное слово) собрались столько велосипедистов, что проезжая в дальнейшем по городу без труда образовывалась колонна длиной под два (а возможно и больше) километра (учитывая что длина велосипеда обычно и как правило 150-170-190 см в зависимости от ростовок – получается ой как не мало!).
Праздник Велодня – традиция весьма новая в наших с вами краях. Она берет своё начало в 2004 году – когда эта сама суть была в проведении Велодня как акции протеста. Протест был настолько сильным что сейчас мало кто может вспомнить о чем собственно протестовали и чего хотели. И правды ради, замечу, что вряд ли добились.
Прошло некоторое время – порядок вещей стал устраивать видимо всех и каждого – уважения со стороны автомобилистов так и не снискали, велодорожки до сих пор в проектах и чаще на словах как «когда-нибудь-да-будет (ждите!)». Ну и слава Богу.
Обо всем по порядку. Анонсы были и за месяц и за два (и даже раньше что индифферентно, ведь когда март на дворе – зимний снег – не до велосипеда! хотя…) и с каждым днем все активнее тема велодня обсуждалась в интернете. Велодень – наш самодельный праздник, международного статуса не имеющий (масштабы СНГ, может ещё несколько сочувствующих стран).
Начиная с под десятого на площади были различные конкурсы: на уникальность велообраза, на умение водить велосипед в трезвом состоянии и ещё парочка (как то - розыгрышы лотерей, конкурс приветствия городских властей, etc), народ подтягивался умеренно активно, без ажиотажа (правда к построению велоколонны уже вышепомянутая «массовость» была готова процентов на 90).
Маршрут велоколонны от площади Аукро до недоезда к Оперному с радикальным поворотом (целых 90 градусов, а для многих – технически сложный участок!) направо, проезжая мимо – велосипедисты внимание – областного кардио-центра! Далее, НАБЕРЕЖНАЯ! Одуванчик, ВУЗ почти-мажоров, Цирк, под мостом парка Шевченко и Комсомольского (снова совок!) острова, и вуаля – Набережная Победы до Лавины, куда как и говорилось ранее будут манить всех (опять же неясно чем. Ах ну да, гонка кросс-кантри – личная привязанность и вкус – извините, не мой фасон).
Кстати, очень интересная политическая составляющая праздника – мне как человеку со стороны наблюдающему показалось что политика здесь не причем. Она и не причем вовсе, просто в определенный момент приходят люди и на фоне фоточек с велодня они залазят в кадр и говорят «Это все дело наших рук! (подразумевая, какие они на самом деле молодцы и хорошие люди. И никто не спорит, и я не спорю также – я не знаком с «кухней» происходящего)» и велосипедисты такие «Чаво?!».
Но не все так страшно в Экатеринославком князевстве-королевстве. Присутствие власти на самом деле минимально (организаторы собирают, люди приезжают – а на фоточка – фак йеах, we made it guys!), они для себя делают своё, велосипедисты имеют свой Велодень, спонсоры – спонсорсвуют – потирают руки, высчитывают возможный гешефт и профит. Все происходит по плану…
По несчастливому стечению обстоятельств пришлось ехать не на своем велосипеде – в результате посадка (для меня важный момент – грааль который я искал долго и не уверен ещё что он ли это) была не то чтобы не моя, а из рук вон плохой. При росте в 192 см хозяин велосипеда ниже меня на сантиметров 8-10 – минус вычтем велотуфли которые прибавять 1-2 сантиметра – Я ЕДВА продавливал основанием пальцев ноги педали.
В общем – различные глупые и сумбурные телодвижения предшествуют велоколонне. Кое как добираюсь до Серова, и тут мне на встречу велоколонна
Едем колонной. Это отдельный разговор. И не малый.
Велолюди бывают очевидно что разными – кто-то прыгает и падает, кто-то включает страшные скорости и едет чуть ли не по встречной, кто-то притеряется и валится прямо в группе блокируя немного движение сзади идущим, благо – скорость малая, буквально никакая (14.5 средняя была в голове колонны, и это учитвая что у людей был быстрый доезд, то есть плелись 8-10 точно!), были даже крики «Таня!!! Таня…» и звук падения, в общем пару мини завалов, неудачно припаркованные машины, иногда «удачные» ливневки. Ропот ГАИ об катание по разделительной полосе и о том как это плохо, непожелательно и вообще – 11 смертный грех и первый верный шаг в преисподню (а балгими же намереньями ведь).
И так вот едем куда нам едется, куда нас на самом деле ведут. В прошлые разы – как-то доехали до шара, ура!!! Всем пока – по тусовкам, по знакомым – разбежались – ну тогда оно понятно – маршрут в три раза короче но так как неприкатанные – уставали сильно. Потом, позже – заезжали в парки – чего-то там изображали, снова махали ручкой, снова что-то выигрывали, снова Велодень и счастье! А теперь едем туда куда договорились, сильно с ценниками не разобрался но вода 0.5 за 10 и чья-то Кока 0.33 почти столько же – это Наш Праздник, или заработка на жажде и кофеине?
Что интересно – велосипедистов много, а ничего путного не происходит. Ну вообще, наша разразненность удивляет меня. Я, из династии велосипедистов (вернее как, планирую быть первым кто её начнет, велосипедистическую династию в своей семье) и для меня маловажно какой велосипед у кого – по умолчанию я расположен к человеку положительно. Одни дороги (или разные) мы ездим. По разному, по желанию. И вот нас собирается вот так вот много, улыбаемся и машим – проезжаем свой 7-8 км участок немного позастолбив движение. И? Что же дальше. Чего мы такого особенного можем.
Тут пару ветвей развития:
- махать флажками почаще. Не вариант, не?
- участвовать в конкурсах велокостюмов и костюмов в принципе (к велотематике – большинство костюмов относятся также, как если бы автомобилисты например одевали велоодежду и велосипедный шлем (о нет, только не фуллфейс!) и садились бы в свои машины)
- приветствовать городскую власть (ну это мы всегда пожалуйста, даже вот сейчас – мои приветствия, городская власть!)
- прыгать, крутить педали, гонять гонки, просто ездить – вариант конечно, но – причем тогда тут Велодень? Велодень как парад или велодень как шоу для скучающих, велодень как протест и велодень как демонстрация того что мы есть (и автомобилисты ещё не всех подавили, или хотя бы запугали до езды по тратуарам)
Лирическое отступление. Если бы во времена инквизиции в священном огне сжигали велосипеды заместь биореакторства – то я уверен на 103 процента что первыми кидали бы бмх-ы, а сгорали бы первыми шоссейники – карбон же, но в приоритете были бы бмх-ы, истину глаголю Вам.
Чтобы предложил лично я (имей я какие-нибудь рычаги воздействия, бэкграунд который крепнет или велокомьюнити которое взрощено гонками и тренировками совместно):
- изначальное объединение любителей вело в что-то поорганизованнее и слаженнее простой колонны раз в год. Сейчас инструментария много – «социалки», местячковые форума (на их платформе тоже уютно и удобно), партийных взносов не надо – бывает достаточно когда люди между собой пытаются помогать чем могут ради общей идеи. Идея же – давайте сделаем себе праздник сами, нам не нужны – буквально никто кроме нас самих (если речь идет о праздновании для для нас важного конечно. Если отнестись к этому как к чайничеству и чаепитию – с этого мало что получится, или получится Велодень 2013, почему бы и нет – можно постоянно такое делать).
- обсуждения чего хотелось бы на Велодень, подключения креативных, молодых и активных ( «мозговой штурм» и «вынос моска» included и даже привествуется)
- общение с власть имущими «на равных» (пока мы нишевое мероприятие, для себя и себе – у нас есть своя власть)
Вспомним, когда-то Велодень начинался как акция протеста. Не знаю до чего допротестовались – по факту видно что сейчас это просто покататься-помахать-пофоткаться – к сожалению – не более того. Бывают координаторы движений, движения колонной. Чего-то большее скоординировать в этом году получилось тоже – притащили людей в Лавину – что там делать процентам 30 велосипедистов которые внезапно представляют из себя шоссе, фикседы, туристические, не гоночные кроссовики – не ясно. Это день – праздник МТБшника.
Велодень это праздник велосипедистов, и таким он и должен быть в будущем. Настоящее его, теперешнее – однозначно «намекает» что что-то (и многое) надо улучшать, осовременивать, наследовать опыт старших братьев и придумывать «своё». Пока велодень – в том виде в котором он есть сейчас – хорош для того чтобы просто помахать руками и отметить для галочки – «велодень – checked» в графе проведенных мероприятий.
А вообще, честно говоря – флешмоб на велосипедах удался! Как и почему, иные вопросы. Те кто считает что кто-то тратил много сил и старался, да – они правы – кто-то тратил много сил и старался, однако – тратится-стараться можно по-разному – и мне кажется что это всё… делается не так!
Лично мне - не понравилось 25 мая как апофеоз велорадости и экзальтации, и когда же введут в наши жизни дизлайки (пока только комменты)? Многое хотелось сказать (да тошно), но лучше молча делать то что будет лучше уже завтра, мы ведь не строим новую страну, мы должны в этой разобраться для начала, вернее – мы должны самим себе новую жизнь!
P.S. сидя на обочине невдалеке от парка сбора со снятым пробитым колесом – как-то само собой что велодень это не об дружбе и товариществе, это про вконтакт, ютуб и инстаграмм как-то больше (спасибо Жене и Юре за хороший приятельский поступок). Мимо проносятся сотни велосипедистов – чувство быть на ходу превыше помощи друг другу (я не прошу и меня не спрашивают – состояние близкое к нирване).
Для себя же решил – это будет my way or the highway в будущем, хватит быть ведомым!
С Вами был Алексей Никулин, специально для себя самого – в формате - мысли вслух!